Знания капоэйры передаются из уст в уста, часто обрастая мифами, анекдотами, упрощаясь и искажаясь. Рассказчик опирается на собственную память о событиях прошлого и на слова авторитетов, чего вполне достаточно в рамках легенды, сказки, былины, куда закладывается вполне конкретное мировоззрение. Не удивительно, что вокруг запрета капоэйры так много противоречивой информации.
Пытаясь выяснить реальную историю капоэйры необходимо абстрагироваться от частных мнений и суждений, опираться исключительно на факты.
Очевидно, что запрет практики капоэйры на уровне государства связан с законодательным правом. К счастью, многие необходимые для исследования документы сохранены и находятся в открытом доступе.
Первым осуждённым капоэйристом считается Адао. Запись о данном прецеденте имеется в Национальном Архиве Рио-де-Жанейро от 25.04.1789 [1].
Адао получил 500 ударов плетью просто за факт причастности к капоэйре. Интересно то, что никаких документов о запрете практики в те времена нет. Однако из ряда источников можно сделать вывод, что как до Адао, так и после него, меры против капоэйристов предпринимались, хотя официально никак не оформлялись.
Юридически террор начался только во времена Бразильской Империи (с 6 января 1822 года).
Решение Правительства №2 от 6 января 1822 года: «наказывать поркой плетью капоэйров-рабов, задержанных на месте преступления» [2].
Решение Правительства №122 от 28 мая 1824 года: «принимать меры против негров, называемых капоэйрами» [3].
Решение Правительства №182 от 30 августа 1824 года: «об использовании негров-капоэйров в работах на дамбе, взамен наказания плетью» [3].
Решение Правительства №193 от 13 сентября 1824 года: «объявляет, что решение №182 от 30 августа, распространяется только на капоэйров-рабов» [3].
Решение Правительства №215 от 9 октября 1824 года: «рабы, арестованные за капоэйру, должны понести, помимо трехмесячного трудового заключения, наказание в виде двухсот ударов плетью» [3].
Решение Правительства №205 от 27 июля 1831: «приказывает полицейской коллегии предложить меры для поимки и наказания капоэйров и злоумышленников» [4].
Решение Правительства №149 от 17 апреля 1834 года: «принять меры относительно негров и капоэйров, которые с наступлением темноты будут уличены в ношении оружия или в беспорядках» [5].
Чтобы попасть под статью тогда достаточно было просто быть капоэйристом. При этом точное определение термина capoeira появится только спустя полвека, а значит органы правопорядка могли самостоятельно выделять признаки состава преступления, злоупотребляя властью. Естественно, что в монархическом, рабовладельческом государстве все эти меры касались только «рабов», «негров».
С установлением Республики (в 1889 году) старым порядкам пришёл конец. В скором времени был составлен и утверждён уголовный кодекс (11 октября 1890 года), куда «по старой памяти» внесли так же наказание за капоэйру. Стоит отметить, что именно благодаря уголовному кодексу термин capoeira, прежде известный исключительно в Рио-де-Жанейро [6], широко распространилось по всей стране (а с ним у единоборства появилось и ещё одно название – vadiação, т.е. праздное шатание или бродяжничество).
«Ст. 402. Проведение на улицах и площадях упражнения в физической ловкости и сноровке, которое известно как капоэйра [capoeiragem], ношение оружия или инструментов, которые могут нанести физические повреждения, призыв к беспорядкам, правонарушениям или угрозы причинения вреда определённому или неопределённому лицу караются тюремным заключением от двух до шести месяцев»[7].
Но была ли капоэйра действительно запрещена?
Очевидно, что запрет касался неорганизованной практики «на улице и площадях», однако он не распространялся на демонстрации на ринге или сцене, на тренировки в спортивном зале. Этот нюанс позволил вполне легитимно проводить популярные в цирках «бои без правил» с участием капоэйристов, демонстрировать традиционное единоборство во время фольклорных фестивалей, открывать академии для тренировок и обучения капоэйре.
На фоне громких заголовков о победе над дзюдоистами и боксёрами, на фоне восторженных статей в газетах о бразильском единоборстве и его культурной ценности, капоэйристы продолжали осуждаться по статье 402 вплоть до 1938 года [8]. А легальной капоэйра стала только 7 декабря 1940 года, когда вышел новый уголовный кодекс.
Таким образом, официально запрет действовал с 6 января 1822 года по 7 декабря 1940 года.
Список использованных источников
1. https://portalcapoeira.com/capoeira/publicacoes-e-artigos/nireu-cavalcanti-encontra-registro-de-capoeira-em-1789/
2. «Collecção das Decisões do governo do Brazil de 1822», часть 3, Рио-де-Жанейро, изд.: «Impresa Nacional», 1887 г.
https://bd.camara.leg.br/bd/bitstream/handle/bdcamara/18337/colleccao_leis_1822_parte3.pdf
3. «Collecção das Decisões do governo do Brazil de 1824», часть 1, Рио-де-Жанейро, изд.: «Impresa Nacional», 1887 г.
https://bd.camara.leg.br/bd/bitstream/handle/bdcamara/18340/colleccao_leis_1824_parte1.pdf
4. «Collecção das Decisões do governo do Brazil de 1831», часть 3, Рио-де-Жанейро, изд.: «Impresa Nacional», 1876 г.
https://bd.camara.leg.br/bd/bitstream/handle/bdcamara/18460/colleccao_leis_1831_parte3.pdf
5. «Collecção das Decisões do governo do Brazil de 1834», часть 3, Рио-де-Жанейро, изд.: «Impresa Nacional», 1866 г.
https://bd.camara.leg.br/bd/bitstream/handle/bdcamara/18462/colleccao_leis_1834_parte3.pdf
6. «Diccionario da lingua portugueza por Antonio de Moraes Silva», том 1, Рио-де-Жанейро, изд.: «Empreza Litterari Fluminense de A.A. da Silva Lobo», 1890 г.
7. Código Penal dos Estados Unidos do Brasil (1890) (Decreto 847, de 11 de outubro de 1890)
https://pt.wikisource.org/wiki/C%C3%B3digo_Penal_dos_Estados_Unidos_do_Brasil_(1890)/III/XIII
8. Suzana Corrêa Barbosa. «Peças fora da engrenagem: capoeiras, lei e repressão na cidade do Rio de Janeiro (1920-1940)», Нитерой, 2014 г.
https://app.uff.br/riuff/bitstream/handle/1/445/Barbosa%2c%20Suzana-Dissert-Historia-2014.pdf