БЕРИМБАУ

КАПОЭЙРЫ

Когда я только начал изучать беримбау капоэйры меня, как и любого новичка, затянуло коллекционирование ритмов. Я искал их в статьях, книгах, аудио- и видеозаписях, выспрашивал у более опытных товарищей и мастеров. Сперва меня интересовали сами схемы игры, но чем больше их становилось, чем лучше я понимал музыкальную составляющую капоэйры, тем дальше удалялся от своего паноптикума.

Оказалось, что рассматривать музыку беримбау отдельно от капоэйры, от контекста применения – это бессмысленная затея, ведущая к хаосу и неразберихе. Потому добрая часть первоначального материала отошла на задний план, грандиозный обзор ритмов превратился в скромное исследование. Но я надеюсь, что моя работа послужит в том числе как учебное практическое пособие, которое подскажет как изготовить, собрать, настроить и, конечно же, как играть на беримбау капоэйры.

Георгий Хохлов

Музыка – неотъемлемая часть капоэйры не просто как традиции, бразильского фольклора, но как системы физического воспитания и развития личности. Это первейший учитель капоэйриста, который воздействуя на чувственно-телесное восприятие побуждает применять те или иные движения и техники. Кроме того, именно она придаёт капоэйре порядок, объединяя разобщённые элементы, превращая место для драки[1] в игровую площадку – рода[2], где борьба служит демонстрации мастерства и находчивости.

Среди множества инструментов, создающих музыку капоэйры главенствует музыкальный лук – беримбау[3].


__________

[1] порт. campo de batalha.

[2] порт. roda.

[3] порт. berimbau. В португальский язык слово попало, вероятно, из киконго или кимбунду. Уже в XVII веке слово отметилось в словаре – как музыкальный лук африканцев. Среди популярных названий беримбау в Бразилии: berimbau, berimbau de barriga, mberimbau, marimba, gunga, cungu, hungo, hungu, rucumbo, urucungo, orucungo, viola, viloam.

Музыкальный лук – один из самых простых музыкальных инструментов. Его основа – согнутая в дугу палка, между концами которой натянута струна. И беримбау капоэйры[1] являет собой яркий представитель музыкальных луков, дошедший до наших дней с минимальными изменениями. Однако, несмотря на примитивность, изготовление беримбау требует знания нюансов. Из-за чего в былые времена этот процесс романтизировался, облекаясь в форму священного действа, а хорошие мастера-ремесленники почитались как волшебники. И хотя в наши дни технология производства более не представляет секрета хорошие беримбау ценятся как и прежде высоко.

Самая сложная в изготовлении и наиболее ответственная часть беримбау – это лук – верга[2]. Древесина для лука должна быть плотной, достаточно упругой и гибкой. В зависимости от региона и его флоры могут применяться самые разные породы деревьев и кустарников[3], но заслуженной популярностью среди ремесленников пользуются бириба (лат. rollinia mucosa), пау-перейра (лат. platycyamus regnellii), жекитиба (лат. cariniana), масарандуба (лат. manilkara), ипé (лат. tabebuia), марика (лат. mimosa bimucronata). После срезания заготовка сушится в коре вдали от прямых солнечных лучей при постоянной температуре. Спустя три-четыре недели кора снимается, а заготовке придают соответствующую длину (около 150 см[4]) и форму. На нижнем конце для крепления струны делают пятку – пе[5]. Её могут делать плоской или заострённой[6].

Затем лук пропитывается маслом или жиром, иногда раскрашивается, лакируется. К верхнему концу прибивают кусочек толстой кожи[7], что предотвращает расщепление дерева при натяжении струны. Когда-то в качестве струны использовалась лоза тимбо[8], но в XX веке её заменила стальная проволока диаметром 0,7-1,1 мм – арами[9], дающая более насыщенный звук. С 1930-40х годов и поныне аутентичным материалом для струны является корд автомобильных покрышек[10], хотя существует и альтернативные варианты[11]. В нижней части беримбау на высоте 15-22 см[12] от пятки крепится резонатор для усиления звука. Резонатор изготавливают из высушенной бутылочной тыквы диаметром от 15 до 25 см – кабаса[13]. Верх тыквы срезается, там делается большое круглое отверстие диаметром от 8 до 14 см – бока ди кабаса[14], а в нижней части на расстоянии около 3 см друг от друга – два маленьких отверстия, куда продевается шнур, образующий петлю для крепления к луку.

Играют на беримбау с помощью небольшой деревянной палочки – бакета[15], а для изменения высоты тона к струне прижимают медиатор: плоский камень – педра[16] или монету – моэда[17], добрау[18].

Во время игры музыкант удерживает беримбау в левой руке. Инструмент устанавливается на мизинец, опираясь верёвкой крепления резонатора на третью фалангу; безымянный и средний пальцы обхватывают лук; а средний и большой – управляют медиатором. Рука при этом согнута в локте под прямым углом, а отверстие резонатора располагается напротив живота. В правой руке музыканта находится палочка для ударов по беримбау, она зажимается между средним, указательным и большим пальцами, а на средний и безымянный[19] надевается маленькая погремушка – кашиши[20].

Кашиши – это плетёная корзинка с плоским дном[21]. Внутри неё находятся мелкие предметы: камушки, ракушки или чаще всего высушенные семена растений (тыквы, дикого банана, слёзника[22], пау-бразил[23], ормозии[24], канны и др.), что при встряхивании издают характерный шуршащий звук. В зависимости от наполнения шорох может быть различным.


__________

[1] Термин berimbau на португальском обозначает всё множество музыкальных луков. Однако в данной работе «беримбау» применяется к специфичной разновидности, используемой в капоэйре.

[2] порт. verga – «согнутый», «лук».

[3] Используются бамбук, тис, лещина (орешник), вяз, дуб, ясень, клен, берёза, рябина, акация и даже ива.

[4] Мастера прошлого линейками не пользовались, отмеряя все размеры ладонями. Так, длина беримбау составляла порядка 7 ладоней или 120-170 см, в зависимости от антропометрических особенностей мастера.

[5] порт. pé – «нога», pé do berimbau – «подножие беримбау» – то место, где начинается круг капоэйры.

[6] До середины XX века пятка заострялась, это позволяло мастерам старой гвардии использования беримбау в качестве дубинки или даже копья в драках и стычках, в том числе с гвардейцами и полицейскими. Однако во времена популяризации капоэйры её пытались лишить жестокости и скрыть любую связь с холодным оружием и криминальным прошлым.

[7] порт. couro – «кожа», chapeu de couro – «кожаная шляпа».

[8] порт. cipó-timbó – вид вьющихся растений, входящих в семейство сапиндовых.

[9] порт. arame – «проволока».

[10] Обыкновенно корд вырезают из 13-дюймовых автопокрышек (чем больше размер покрышки, тем толще корд).

[11] Некоторые профессиональные музыканты натягивают на беримбау струну от фортепиано.

[12] Длина ладони.

[13] порт. cabaça – «тыква».

[14] порт. boca de cabaça – «рот тыквы»

[15] порт. baqueta – искажение от порт. vareta – «палочка». Длина бакеты составляет около 30-40 см, толщина (диаметр) – 6 мм. Может быть из любых пород дерева, но наиболее распространены бамбук и тик (ticum, tucum).

[16] порт. pedra – «камень».

[17] порт. moeda – «монета». В качестве медиатора использовались медальоны-монеты Святого Бенедикта, а также старые монеты номиналом 20, 40, 80 реалов (винчень, добрау, тостау).

[18] порт. dobrão – добрау или дублон – испанская золотая монета стоимостью 2 эскудо (откуда и название исп. doblón – двойной) или 20 тыс. реалов. Дублон использовался в международной торговле в XVIII и XIX веке и выступал резервной валютой Нового света. Простым народом он естественно не использовался, однако монета в 40 реалов, из-за сходного размера (37-38 мм) получила шуточное название – «бразильский дублон». В современной капоэйре медиатором для беримбау выступает уже не монета, а латунный диск, диаметром 38-50 мм и толщиной 4-6 мм, он и называется добрау.

[19] Встречаются и другие хваты, когда кашиши надевается на большой палец или на мизинец и безымянный, однако они ограничивают возможности звукоизвлечения.

[20] порт. caxixi, считается, что погремушка получила своё название из-за издаваемого звука.

[21] Дно кашиши изготавливается из кусочка бутылочной тыквы, заметно реже применяется лоза, дублёная кожа, дерево.

[22] порт. lágrima de nossa senhora.

[23] пор. pau-brasil.

[24] порт. olho de cabra.

Спектрограмма записи «Capoeira de Sao Salvador»

с диска Суассуны и Дирсеу «Capoeira Cordao de Ouro Vol. 1» (1975)

Беримбау имеет характерное резкое металлическое звучание. В его звоне слышна вся натуральная гамма, при этом интенсивность некоторых обертонов ничуть не уступают основному тону.

Основной тон – это как правило самый низкий звук инструмента. Он возникает исключительно за счёт колебаний струны и зависит от её натяжения. В большинстве случаев настраивается от Ми-бемоль до Соль контроктавы и часто подстраивается под голос солиста.

Обертоны – призвуки, что входят в спектр звука и находятся выше основного тона – придают инструменту характерный тембр. Они зависят от конструктивных особенностей беримбау: длины, толщины, плотности и упругости лука, размера резонатора, толщины его стенок и величины отверстия, диаметра струны. Потому важно не только настроить тональность беримбау, но и правильно подобрать[1] друг к другу лук и резонатор, реже струну, усиливая консонансы, чтобы возникало подобие аккорда.


__________

[1] порт. casar, casar de cabaça – «поженить тыкву» – процесс подбора резонатора (тыквы) к луку.



Мелодия беримбау капоэйры строится на основе всего лишь двух музыкальных звуков или тонов: низкого, когда звучит открытая струна, и высокого, когда звучит струна с прижатым к ней медиатором (мелодический интервал между ними варьируется от полутона до целого тона натурального строя[1]).

Однако из инструмента также извлекают и «немузыкальные», шумовые звуки: дребезжащие (при неполном прижатии медиатора к струне), щелчковые (удары палочкой не по струне, а по луку или резонатору), шуршащие (при встряхивании кашиши). Звуки также могут комбинироваться и плавно переходить из одного в другой.

Всего в основе музыки беримбау капоэйры выделяют около 8 звуков. Их, как в подлинно устной традиции, обозначают своеобразными «нотами» представляющими собой речевой подражание: дон, динь, чи, донч, тон, тонш, тин, доинь. Такой простой табулатуры достаточно для фиксации примитивных ритмических рисунков, однако в капоэйре встречаются также сложные партии и композиции, для записи и чтения которых необходимо знание основ музыкальной грамоты.


__________

[1] Полутон имеет отношение частот 16:15 (1,07), целый тон 9:8 (1,125).


Для записи звуков используют ноты. В отличие от табулатуры нотная запись отражает длительность звуков и пауз, полноценно передавая ритмический рисунок. Длительность целой ноты есть величина относительная: она зависит от темпа. При задании длительности звучания целой автоматически задаются длительности звучания остальных нот. На длительность ноты указывают различные её элементы: цвет головки, штили, флажки. Когда ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые и короче), встречаются последовательно, то флажки могут быть заменены рёбрами (вязками). Восьмые ноты связываются одним ребром, шестнадцатые – двумя, и так далее.

Ноты записываются на нотном стане (нотоносце). Для беримбау – это одна линейка, выше и ниже которой и располагаются ноты. Высота звучания нот для беримбау никак не задаётся (она может быть любой), поэтому в самом начале строки помещён нейтральный ключ. Нотный стан разделён вертикальными чертами на равные части – такты, показывающие пульсацию музыки: чередование сильных и слабых долей. Первая нота такта делается с акцентом и звучит чуть громче прочих. Количество долей в такте и их длительность указываются в музыкальном размере: дробь 4/4 значит, что в такте четыре доли, каждая из которых имеет четвертную длительность (весь такт укладывается в счёт 1и, 2и, 3и, 4и), изредка можно встретить 3/4, где всего три доли (весь такт укладывается в счёт 1и, 2и, 3и).

Музыка беримбау капоэйры представляет собой ритмический рисунок, состоящий из устойчивого паттерна – токе[1] с многочисленными вариациями и импровизацией музыканта. Формируя музыкальный фон, будучи его основой, токе служит сигналом к действию или правилом, определяющим игру капоэйристов в рода (скорость, дистанцию, характер взаимодействия, технический арсенал). Естественно, что каждая группа капоэйристов использует собственные сигналы и ритмы до конца понятные только причастным.


В современной капоэйре существует путаница, вызванная большим разнообразием музыкальных традиций. Несмотря на сходство в звучании или в названии токе могут нести разную смысловую нагрузку, иметь уникальные вариации, потому и рассматривать их необходимо отдельно друг от друга.

В десяти наиболее влиятельных школах капоэйры можно выделить порядка 30 токе, из них: 5 – широко распространены; 14 – используются только в рамках определённой школы; 4 – служат в качестве вариаций или комплементарных (дополняющих) ритмов; 7 – не применяются для практики капоэйры.


__________

[1] toque – порт. «удар» или «ритм». Происходит от глагола tocar, обозначающего игру на любых музыкальных инструментах. Здесь термин токе употребляется исключительно к устойчивому ритмическому паттерну беримбау.