БЕРИМБАУ

КАПОЭЙРЫ

Музыка является неотъемлемой частью современной капоэйры, не только в качестве бразильского фольклора, но и как системы физического воспитания и развития личности. В самой основе капоэйры, как и в любом другом отголоске африканской культуры, лежит единство музыки и движения. Музыка – это первый учитель, и научиться капоэйре без неё никак нельзя.

Воздействуя на музыкальность, на чувственно-телесное восприятие она побуждает капоэйриста применять те или иные движения и техники, придавая им ритм, темп, каденцию, помогая построить игру[1] с партнёром. Только благодаря музыке ярмарочная капоэйра, спонтанно возникающая на площадях и улицах во время праздников и народных гуляний, обретала порядок: в какофонии звуков появлялась гармония, объединяющая разобщённые прежде элементы, превращающая место для драки[2] в игровую площадку – рода[3], где борьба служит демонстрации мастерства и находчивости.


[1] Игра с партнёром – порт. jogo – это главный инструмент обучения капоэйре и способ самовыражения капоэйриста.

[2] порт. campo de batalha

[3] порт. roda

Старая капоэйра[4] сопровождалась только хлопками в ладоши и пением[5]. Но в XX веке под влиянием полицейских репрессий и новых социальных условий африканское игровое единоборство изменилось, превратившись более в театрализованное представление. Изменилась и музыкальная составляющая. Хлопки дополнились ритмическими инструментами во главе с музыкальным луком – беримбау[6].

Музыкальный лук – один из древнейших музыкальных инструментов, который в том или ином виде встречается у всех народов. Беримбау, также называемый маримба, гунга, кунгу, хунго, рукумбо, урукунго, орикого, макунго, лукунго, букумбумба, гобо, виола[7] и другими именами, попал в Бразилию из Конго и получил широкое распространение в народе. Но в XIX веке он ещё не был связан с капоэйрой, а особой популярностью пользовался у продавцов и разного рода зазывал – его специфичное звучание хорошо различалось в шуме оживлённого города.


[4] порт. capoeira antiga

[5] Возможно, что на ранних этапах в капоэйре использовался барабан, однако к XX веку этой связи не осталось.

[6] порт. berimbau. В португальский язык слово попало, вероятно, из конго. Уже в XVII веке слово отметилось в словаре – как музыкальный лук африканцев.

[7] berimbau, mberimbau, marimba, gunga, cungu, hungo, hungu, rucumbo, viola, urucungo, orucungo, oricongo, macungo, bucumbumba, lucungo, gobo, viola, viloam

В капоэйре беримбау появился лишь на рубеже XIX и XX веков, как один из элементов адаптации единоборства к новому культурному контексту. Изначально его роль сводилась только к привлечению зрителей, однако спустя некоторое время музыканты начали подавать специальные сигналы для капоэйристов и исполнять ритмы – токе[8], обозначающие правила: скорость, дистанцию, каденцию, характер взаимодействия и технический арсенал. С тех самых пор наделённый возможностью влиять на ход игры, беримбау обрёл высокое значение в капоэйре и заслуженно стал символом этого искусства.

Впрочем, популярность беримбау среди капоэйристов прошлого была вызвана и такими сугубо прагматичными факторами как простота изготовления, переноски и возможность использования в качестве оружия – палки или даже копья – во время драк и стычек, в том числе с вооружёнными саблями гвардейцами и полицейскими.


[8] порт. toque

Музыкальный лук – один из самых простых музыкальных инструментов. Его основа – согнутая в дугу палка, между концами которой растягивается струна. И беримбау являет собой яркий представитель музыкальных луков, дошедший до наших дней с минимальными изменениями.

Однако, несмотря на примитивность, изготовление беримбау требует знания нюансов. Из-за чего в былые времена этот процесс романтизировался, облекаясь в форму священного действа, а хорошие мастера-ремесленники почитались как волшебники[9]. И хотя в наши дни технология производства более не представляет секрета хорошие беримбау ценятся, как и прежде, высоко.

Самая сложная в изготовлении и наиболее ответственная часть беримбау – это лук – верга[10]. Важно, чтобы древесина для лука была плотной, достаточно упругой и гибкой. В зависимости от региона и его флоры могут применяться самые разные породы деревьев и кустарников[11], но заслуженной популярностью среди ремесленников пользуются бириба (лат. rollinia mucosa), пау-перейра (лат. platycyamus regnellii), жекитиба (лат. cariniana), масарандуба (лат. manilkara), ипé (лат. tabebuia), марика (лат. mimosa bimucronata). После срезания[12] заготовка сушится в коре вдали от прямых солнечных лучей при постоянной температуре, чтобы избежать растрескивания. Спустя три-четыре недели кора снимается, а заготовке придают соответствующую длину (около 150 см[13]) и форму. На нижнем конце для крепления струны делают пятку – пе[14]. Её могут делать плоской (безопасная современная форма) или заострённой (примитивная форма, позволявшая использовать инструмент в качестве копья[15]).

Затем лук пропитывается маслом, жиром или лаком. К верхнему концу прибивают кусочек толстой кожи[16], что предотвращает расщепление дерева при натяжении струны. Когда-то в качестве струны использовалась лоза тимбо[9], но в XX веке её заменила стальная проволока диаметром 0,7-1,1 мм, дающая более насыщенный звук – арами[17]. И поныне в большинстве случаев струну делают из корда автомобильных покрышек[18].

В нижней части беримбау на высоте 15-22 см[19] от пятки крепится резонатор для усиления звука. Резонатор изготавливают из высушенной бутылочной тыквы диаметром от 15 до 25 см – кабаса[20]. Он подбирается по длине лука[21], обычно чем длиннее и гибче лук, тем больше резонатор и ниже тональность беримбау.

Играют на беримбау с помощью небольшой (35-40 см) деревянной палочки – бакета[22], а для изменения высоты тона к струне прижимают медиатор: плоский камень – педра[23] или монету – моэда[24], добрау[25].


[9] порт. mandingueiro

[10] порт. verga – «согнутый», «лук».

[11] бамбук, тис, лещина (орешник), вяз, дуб, ясень, клен, берёза, рябина.

[12] Поверья гласят, что срезать заготовку нужно в сухой день (а лучше ночью), желательно, при убывающей Луне, когда сокодвижение дерева максимально замедленно.

[13] Мастера прошлого линейками не пользовались, отмеряя все размеры ладонями. Согласно свидетельствам длина беримбау должна быть порядка 7 ладоней, потому беримбау разных мастеров имели разную длину от 120 до 170 см.

[14] порт. pé – «нога», pé do berimbau – «подножие беримбау» – то место, где начинается круг капоэйры.

[15] Примитивная форма была популярна до середины XX века, мастера старой гвардии (ярким представителем которой был Мастер Бимба) следовали традиции и делали свои беримбау с заострённой пяткой. Однако во времена популяризации капоэйры, когда её всеми силами пытались «обелить», дистанцировать от криминального прошлого и лишить «варварской» жестокости.

[16] порт. couro – «кожа», chapeu de couro – «кожаная шляпа».

[17] Cipó-timbó – вид вьющихся растений, входящих в семейство сапиндовых.

[18] порт. arame – «проволока».

[19] Наиболее часто корд вырезают из 13-дюймовых автопокрышек (чем больше размер покрышки, тем толще корд). Некоторые профессиональные музыканты в качестве струны для беримбау используют струну от фортепиано.

[20] Длина ладони.

[21] порт. cabaça – «тыква».

[22] порт. casar de cabaça – буквально «поженить тыкву». Так называется процесс подбора резонатора (тыквы) к луку. Чтобы звучание было хорошим в резонаторе должен возникать резонанс основного тона, часть гармоник (консонансные звуки) должны усиливаться.

[23] порт. baqueta – искажение от порт. vareta – «палочка». Может изготавливаться из любых пород дерева, но наиболее популярный материал для неё: бамбук, тик (ticum, tucum).

[24] порт. pedra – «камень».

[25] порт. moeda – «монета».

[26] порт. dobrão – добрау или дублон – испанская золотая монета стоимостью 2 эскудо (откуда и название исп. doblón – двойной) или 20 тыс. реалов. Дублон использовался в международной торговле в XVIII и XIX веке и выступал резервной валютой Нового света, при этом в Бразилии он никогда не обращался. В Бразилии добрау – это народное и шуточное название медной монеты в 40 реалов. Своё название – «бразильский дублон» – она получила, т.к. имела тот же размер, что и дублон золотой (испанский).

Во время игры музыкант удерживает беримбау в левой руке[27]. Инструмент устанавливается на мизинец, опираясь верёвкой крепления резонатора на третью фалангу; безымянный и средний пальцы обхватывают лук; а средний и большой – управляют медиатором. Рука при этом согнута в локте под прямым углом, так, чтобы отверстие резонатора располагалось напротив живота.

В правой руке музыканта находится палочка для ударов по беримбау, она зажимается между средним, указательным и большим пальцами, а на средний и безымянный[28] надевается маленькая погремушка – кашиши[29].

Кашиши – это плетёная корзинка с плоским дном[30]. Внутри неё находятся мелкие предметы: камушки, ракушки или чаще всего высушенные семена растений (тыквы, дикого банана, слёзника[31], пау-бразил[32], ормозии[33], канны и др.), что при встряхивании издают характерный шуршащий звук. В зависимости от наполнителя шорох может быть различным, потому кашиши подбирается к беримбау так, чтобы дополнять его дребезжание.


[27] Беримбау может удерживаться любой рукой, однако при игре в составе оркестра капоэйры стоит отдать предпочтение левой руке, поскольку это не создаёт неудобств в тесном пространстве круга и не мешает остальным музыкантам.

[28] Встречаются и другие хваты, когда кашиши надевается на большой палец или на мизинец и безымянный, однако они ограничивают возможности звукоизвлечения.

[29] порт. caxixi. Предполагается, что погремушка получила своё название из-за звука, что издаёт.

[30] Обычно дно кашиши изготавливается из кусочка бутылочной тыквы, заметно реже встречается дно из лозы (плетёное), дублёной кожи или других материалов.

[31] порт. lágrima de nossa senhora.

[32] пор. pau-brasil – цезальпи́ния ежо́вая или фернамбуковое дерево.

[33] порт. olho de cabra.

Беримбау имеет характерное резкое звучание. В каждом его звуке слышна вся натуральная гамма, при этом обертоны звучат так же громко и отчётливо, как и основной тон, а некоторые даже сильнее, из-за чего иногда могут возникать сложности с определением высоты.

Спектрограмма[34] записи «Capoeira de Sao Salvador»

с диска Суассуны и Дирсеу «Capoeira Cordao de Ouro Vol. 1» (1975)


Основной тон – это, как правило, самый низкий звук инструмента. Он задаёт тональность музыки, зачастую подбираясь под голос солиста для простоты пения. Его можно настроить за счёт изменения натяжения струны и смещения положения резонатора. У большинства мастеров[35] основной тон беримбау находится в диапазоне от Ми до Ля контроктавы.

Обертоны – призвуки, что входят в спектр звука и находятся выше основного тона – придают инструменту характерный тембр. Их настроить нельзя. Они зависят от конструктивных особенностей беримбау: длины, толщины, плотности и упругости лука, размера резонатора, толщины его стенок и величины отверстия[36], диаметра струны. Для получения хорошего звучания необходимо чтобы резонатор усиливал консонансы, образуя подобие аккорда. Поэтому важно не только настроить основной тон, но в первую очередь правильно подобрать[37] друг к другу лук и резонатор, реже струну.


[34] Спектограмма и анализ музыки выполнен в программе AnthemScore 4.10.1.

[35] У большинства мастеров на рассматриваемых записях основной тон находится в диапазоне от Ми до Ля контроктавы: 63,4%; в Ми-бемоль – 23,4%; от Ля до Си – 10%; в Ре – 3,2%.

[36] порт. boca de cabaça – «рот тыквы».

[37] порт. casar – «поженить».

Настройка беримбау, в отличие от изготовления и подбора основных элементов, не требует хорошо развитой музыкальности. Иногда достаточно и того, что инструмент просто собран по мензуре[38]. Так расстояние от середины лука до струны должно быть от 15 до 25 см. Для получения необходимого натяжения струны такого изгиба обычно достаточно. А высота крепления резонатора[39] должна быть порядка 18-25 см от пятки беримбау, ключевым параметром здесь является соотношение длин открытой струны и струны от точки касания медиатора до верха инструмента. В зависимости от желаемого звучания это соотношение может быть в пределах от 16:15 до 9:8, среднее же, универсальное значение около 12:11 и 11:10[40].


[38] Мензура (лат. mensura – «размер») – устоявшиеся параметры длины струны, изгиба лука и высоты расположения резонатора.

[39] На звучание влияет также величина петельки резонатора – 3-4 пальца. Этот параметр также может корректироваться.

[40] Соотношение 12:11 можно встретить, к примеру, у Паштиньи, Арнола, Канжикиньи, Суассуны, Сильвиу Акараже, Понсионинью, а 11:10 у Бимбы, Кайсары, Валдомиру Малвадезы, Канжикиньи, Валдемара.

Естественно, для подбора тональности беримбау желательно иметь музыкальный слух или тюнер.

Основных тонов у беримбау два: низкий, когда звучит открытая струна, и высокий, когда звучит струна с прижатым к ней медиатором. Мелодический интервал между ними от полутона до целого тона[41]. Открывая и закрывая резонатор, изменяя высоту, момент и степень прижатия медиатора к струне, можно извлекать и другие звуки: звонкие и глухие, резкие и приглушённые, «чистые» и дребезжащие, а также создавать вибрато. Кроме ударов палочкой по струне применяются удары по луку и резонатору. Из всех этих звуков стоит выделить основные, которые применяются в капоэйре: дон, донч, доинь, тон, тун, динь, тин, чи.


[41] Полутон имеет отношение частот 16:15 (1,07), целый тон 9:8 (1,125).