БИБЛИОТЕКА

КНИГИ И ЗАМЕТКИ О КАПОЭЙРЕ

ХОХЛОВ

С точки зрения музыки беримбау - это обычный перкуссионный инструмент, чья партия поддаётся обычной музыкальной логике. Лишь в капоэйре беримбау становится трансцендентен, естественно при условии, что капоэйристы вкладывают в него некий смысл. Потому каждый капоэйрист обязан понимать условные сигналы и скрытые смыслы, подаваемые с помощью беримбау, различать токе и связанную с ним игру в рода, а также уметь хотя бы немного музицировать, сохраняя и продолжая драгоценное наследие.

БИМБА

В 1969 году звукозаписывающая компания J.S. Discos издала небольшой буклет с грампластинкой «CURSO DE CAPOEIRA REGIONAL». Музыка стала невероятно популярной в капоэйре. Однако основа той работы – КУРС, созданный Мастером Бимбой, для широкой публики остался практически незамеченным. 

КЕРИНО

Глава из работы Мануэля Керину "Баия дней минувших" (Manuel Querino "A Bahia de outrora"), 1916 года. В ней даны весьма любопытные сведения о старой баиянской форме единоборства. Обязательно к ознакомлению всеми аматорами капоэйры.


Об авторе.

Мануэль Раймундо Керино (Manuel Raimundo Querino) –28.07.1851-14.02.1923 – выдающийся бразильский общественный деятель, писатель и художник. Его пионерские этнографические работы были сосредоточены на вкладе африканцев в бразильскую историю и культуру, он вёл активные дебаты против расистской и элитарной науки своего времени (это философское столкновение вдохновило Жоржи Амаду на создание персонажа Педро Аршанжо, центральной фигуры романа "Лавка чудес").


Родители Мануэля Керино умерли во время эпидемии холеры (в 1855 году), и его воспитанием занимался опекун Мануэль Коррейя Гарсия (Manuel Correia Garcia) - журналист и учитель, основатель Исторического Института Баии (Instituto Histórico da Bahia). После обучения в Лицее Декоративно-Прикладного Искусства (Liceu de Artes e Ofícios) Мануэль Керино был призван в армию (из-за Парагвайской войны (1864-1870)), однако участия в боевых действиях избежал. После службы он продолжил заниматься живописью и графикой, преподавал в альма-матер, а также в Академии Художеств (Academia de Belas Artes), в Лицее и Колледже сирот Св. Жоакина (Liceu e Colégio de Órfãos de São Joaquim).


Кроме того Мануэль Керино принимал активное участие в политике в качестве профсоюзного лидера, члена городского совета и аболициониста. Он был основателем и членом-учредителем Географического и Исторического Института Баии (Instituto Geográfico e Histórico da Bahia), соучредителем Рабочей Партии (Partido Operário) и Баянского Рабочего Общества (Liga Operária Baiana).


Работы Мануэля Керино:

- Линейные эскизы для начальных классов / Desenho linear das classes elementares, Salvador, 1903;

- Художники Баии / Artistas baianos, Salvador, 1909;

- Искусство в Баие / As artes na Bahia, Salvador, 1909;

- Элементы начертательной геометрии / Elementos de desenho geométrico, Salvador, 1911;

- Пасторальные танцы / Bailes pastoris, Salvador, 1914;

- Африканская раса и её обычаи в Баие / A raça africana e os seus costumes na Bahia, in Anais do V Congresso Brasileiro de Geografia, Salvador, 1916;

- Баия дней минувших / A Bahia de outrora, Salvador, 1916;

- Чёрный колонист в Бразилии как цивилизационный фактор / O colono preto como fator da civilização brasileira, Salvador, 1918;

- Искусство кулинарии в Баие / A arte culinária na Bahia, Salvador, 1928. 

НОРОНЬЯ

Книга Мастера Нороньи «O ABC da Capoeira Angola» – это уникальное свидетельство о капоэйре дней минувших. Старый Мастер пишет заметки со своими наблюдениями, запечатлевая в манускрипте становление «современной» капоэйры.

Норонья родился во времена старой капоэйры [capoeira antiga] и изучал то жестокое единоборство, что наводило ужас на сеньоров – господ из высшего общества. Маргинальная капоэйра достигла апогея и угасла у него на глазах. Впрочем, сам Норонья будучи дебоширом [представителем «capoeira antiga»] сделался не просто свидетелем, но одним из сподвижников капоэйры новой эры!

Совместно с «мастерами эпохи 22» [т.е. 1920-30х гг.] он распространял практику «праздного шатания» [vadiação], внедряя капоэйру в традицию народных гуляний и популярных фестивалей. Также он внёс ощутимый вклад в создание Капоэйры Ангола и был одним из организаторов первого Спортивного Центра Капоэйры Анголы [CECA].

Норонья был деятелем и очевидцем, находящимся в самой гуще событий, а потому его манускрипт крайне ценен как свидетельство о капоэйре дней минувших.

«Гид по Капоэйре или бразильской гимнастике» – это первая книга о капоэйре, она была написана в 1907 году. Неизвестный автор (часто его ошибочно именуют ODC) своим небольшим буклетом открыл дорогу, точнее извилистую тропинку, по которой впоследствии пройдут Синьозинью, Зума, Бимба и Паштинья.

ТАВАРЕС

Перевод статьи "CAPOEIRA MATA UM!", опубликованной 10 января 1948 году в газете "O Cruzeiro". Клаудиу Таварес - автор статьи, пытаясь рассмотреть аутентичную капоэйру, капоэйру ди-Ангола, обращается к известному мастеру, к королю баиянской капоэйры тех лет - Жувеналу, и приоткрывает завесу тайны загадочного мира бразильского единоборства. Статья получилась весьма добротной, насыщенной и оригинальной. Автор не стал вслепую перепечатывать Мануэля Керину или Эдисона Карнейро, как то делали многие до него и после, а действительно постарался разобраться в материале, и тем самым смог дополнить знаменитых исследователей-этнографов. 

Блокнот с иллюстрациями Карибе - величайшего художника и исследователя бразильского фольклора (1911-1997). Его свидетельства о капоэйре былых дней, облачённые в слова и зарисовки - это драгоценное наследие. Хорошо зная народную культуру, понимая исторический контекст, Карибе лёгким росчерком пера вырисовывает тот запутанный путь, что прошла капоэйра. Переводя этот блокнот на русский язык я с большим трудом удержался от комментариев, чтобы сохранить ту оригинальную простоту и незамысловатость образов, что использовал сам Карибе.

КАРИБЕ

Блокнот с иллюстрациями Карибе - величайшего художника и исследователя бразильского фольклора (1911-1997). Его свидетельства о капоэйре былых дней, облачённые в слова и зарисовки - это драгоценное наследие. Хорошо зная народную культуру, понимая исторический контекст, Карибе лёгким росчерком пера вырисовывает тот запутанный путь, что прошла капоэйра.

Переводя этот блокнот на русский язык я с большим трудом удержался от комментариев, чтобы сохранить ту оригинальную простоту и незамысловатость образов, что использовал сам Карибе.

КАРНЕЙРО

Небольшая заметка о капоэйре, сделанная Эдисоном Карнейро (фольклористом, историком, этнограф, одним из самых важных бразильских исследователей популярной культуры) ещё в 1975 году. 

КАРНЕЙРО

2 заметка из цикла о капоэйре, сделанная бразильским фольклористом, этнографом и историком Эдисоном Карнейро и опубликованная в 1975 году. На этот раз Карнейро рассматривает такую разновидности капоэйры, как Капоэйра ди Ангола. 

ПАШТИНЬЯ

Мастер Паштинья – это легенда капоэйры и самое яркое светило Капоэйры Ангола, а потому его книга (одна из первых на тему капоэйры, кстати) является бесценной находкой для всех любителей капоэйры независимо от стиля и группы.

Написанная в 1964 году, «Капоэйра Ангола» без каких-либо изменений переиздавалась несколько раз – в 1988 и 1992 годах – и даже спустя многие года ничуть не теряет своей актуальности, и даже наоборот – обретает ещё большую ценность. Без сомнений она будет полезна каждому капоэйристу, не зависимо от уровня его знаний и опыта в капоэйре, каждый найдёт в ней что-то новое – лично для меня она стала вдохновением, давшим начало новым поискам и стремлениям.

Я переводил «Капоэйру Ангола» с огромным удовольствием и рад поделиться такой ценной находкой с русскоязычным читателем. 

КАНЖИКИНЬЯ

Современная капоэйра сформировалась в середине ХХ века под влиянием философии и методологии двух капоэйристов: мастера Бимбы и мастера Паштиньи. При этом их широкая известность, популярность и авторитет затмевают истинное видение капоэйры. Потому современные капоэйристы склонны разделять капоэйру на различные стили (капоэйру ангола, капоэйру режионал и нечто среднее между и анголой и режионалом – капоэйру контерпаранея), забывая, что капоэйра на самом деле – едина. Но какова же она, эта капоэйра?


Об этом, от части, сможет ответить данная книга. Она рассказывает о капоэйристе, о мастере, который не учился ни у Бимбы, ни у Паштиньи, и в свое время, пользовавшийся ничуть не меньшей популярностью и авторитетом, чем они. Его имя - Канжикинья. 

КОБРИНЬЯ ВЕРДИ

Очень короткая, но, тем не менее, интересная книга о капоэйре, о мастере капоэйры. Книга "Капоэйра и Манджингас" рассказывает истории и факты из весьма богатой и интересной жизни Мастера Кобриньи Верди. Книга, несомненно, будет настоящей находкой для любого, кто изучает капоэйру.

ДЕКАНИО

Наследие Мастера Бимбы – это по-настоящему уникальная книга о капоэйре, написанная пером мастера… Факты и наблюдения Деканио, изложенные здесь, легли в основу множества исследований, эссе, статей и книг о капоэйре. И, благодаря переплетению африканских, европейских, бразильских и азиатских воззрений, мифов и исторических фактов, реальности и фантазии, эта книга, раскрывая свою суть, играет с читателем, показывая рассматриваемый вопрос то с одной стороны, то с другой, то сверху, то снизу, изнутри и снаружи – и всегда по-разному, подталкивая, тем самым, и вдохновляя на практику и изучение капоэйры.

ДЕКАНИО

«Наследие Паштиньи» - это уникальная книга, впрочем, как и другие работы Деканио. И, хотя в книге раскрывается наследие величайшего мастера капоэйры Ангола, она будет интересна не только тем, кто практикует Анголу, но и всем другим капоэйристам, независимо от стиля и школы, потому что это книга о капоэйре в целом.

ДИАС ГОМЕС

В 1962 году Роберто Баталин, поддерживая массовое увлечение бразильским фольклором, записывает пластинку с музыкой капоэйры.

Для записи он привлёк именитых мастеров капоэйры – непревзойдённых певцов и музыкантов, представивших замечательный пример традиционной музыки этого искусства с уникальными ритмами, песнями, интонациями и манерой исполнения.

Также этот альбом был дополнен фотографиями, рисунками и текстом, которые знакомят с историей и фундаментальными основами – при этом всего на 16 страницах – что позволяют глубже понять как музыку, так и сущность капоэйры.

Альбом получил название «CAPOEIRA. Documentos Folclóricos Brasileiros» и был издан в студии «Xauã», Рио-де-Жанейро, в 1963 году.