МАСТЕРА КАПОЭЙРЫ

ЛЕГЕНДЫ И ИСТОРИИ

МАНДУКА-ДА-ПРАЙЯ

Мануэль Алвес да Сильва (Manoel Alves da Silva), по прозвищу Мандука-да-Прайя (Manduca da Praia, порт. «Мануэль с Пляжа»), родился в Рио-де-Жанейро в 1820-30х гг. Он был уважаемым человеком, сеньором из высшего общества, что отнюдь не мешало ему быть отъявленным хулиганом и головорезом, отменно владеющим тяжёлой тростью*. Мандука-да-Прайя считался ловким, сильным капоэйристом, хотя и не поддерживал традиции капоэйры: не устраивал рода, никого не обучал и сам особо не играл капоэйру, применяя её только в драках.

В те времена публичная демонстрация капоэйры на улице – в рода, под песни и музыку во время народных гуляний считалась забавой мальчишек, новичков в капоэйре, но никак не занятием уважаемых капоэйристов. Взрослая же «мужская» капоэйра была единоборством, средством выживания в жестоком криминализированном обществе.

В 1850х гг. Мандука-да-Прайя возглавил банду Санта-Лузия** и с тех пор не раз участвовал в уличных беспорядках и городских баталиях, выходя из всех драк живым и невредимым. На него было заведено несколько десятков уголовных дел, однако благодаря высокому социальному положению и покровительству он всегда избегал наказания.

В 1880-90х гг. легендарного капоэйриста не стало.


*Палка, трость (бенгала или петрополис) – это главное оружие капоэйристов с начала XIX века, что связано с популярной традицией фехтования на палках широко распространённой как среди африканцев, так и среди португальцев. Соревнования, игры и драки на палках часто сопровождали народные гуляния и праздники. К тому же палка, как нелетальное оружие, служила эффективным средством самообороны и позволяла разрешать серьёзные уличные конфликты без смертоубийства. Продолжая старую традицию капоэйристы XX века часто использовали беримбау, в качестве оружия – дубины или копья.

Кинжал, стилет, нож, бритва хоть и считаются оружием капоэйры, были привнесены из цыганской ножевой культуры во второй половине XIX века, когда началась массовая миграция европейских цыган.

**В первой половине XIX века на улицах бразильских городов было крайне неспокойно. Независимость страны привела к политической нестабильности, затяжному экономическому кризису и как следствие сильному социальному напряжению. Чтобы выжить в эти суровые времена люди (мужчины) начали объединяться в группы и союзы – мальта (malta), каждая из которых защищала свой район, обеспечивая некий порядок. Нередко они поддерживались политиками, коммерсантами и полицией.

Возрастающие расистские и националистические настроения привели к тому, что в Рио-де-Жанейро к середине XIX века группы консолидировались в два крупных союза или «нации»: нагоа – союз окраин, в которых состояли преимущественно африканцы и их потомки (Santa Luzia, São José, Lapa, Santana, Moura, Bolinha de Prata и других); и гаямун – союз центральных районов, куда вступали исключительно креолы, метисы и иммигранты (São Francisco, Santa Rita, Ouro Preto, Marinha, São Domingos de Gusmão и более мелких). У каждой нации были свои отличительные черты и особенности: на исходе они имели сложную систему кодификации в одежде, у них были флаги и гербы, девизы, ритуалы, более того они начали выходить за пределы своих районов и практически превратились в подобие рыцарских орденов. Первоначально капоэйра использовалась членами нагоа, она передавалась как часть традиции африканцев. Признанные капоэйристы, «мастера ремесла» (mestre do ofício) проводили занятия, обучая новичков и детей («caxinguelês» и «carrapetas») азам техники боя без оружия и с оружием (сперва палкой, а уже затем ножом и бритвой). Но к концу XIX века капоэйра как единоборство стала популярна и среди гаямунов. 

НАСИМЕНТУ ГРАНДЖИ

Жозе Антониу Насименту да Сильва Триндаджи (José Antonio Nascimento da Silva Trindade) родился в 1842 г. в Ресифи (штат Пернамбуку). За огромный рост (под два метра) и крепкое телосложение он получил прозвище Гранджи (Grande, порт. «Большой»). 

Насименту Гранджи был силён и ловок, он не упускал возможности подраться, за что прослыл бравым бойцом и злостным хулиганом. Умело уклоняясь от атак (даже от пуль) он сбивал своих противников на землю. Его главным оружием были удары ногами и тяжёлая железная трость. Городские задиры часто бросали вызов знаменитому капоэйристу*, но всегда оказывались биты.

До 1900х гг. Насименту Гранджи активно участвовал в политической жизни города и, пользуясь покровительством политиков, держал игорный дом, а также салон для танцев (для вульгарного и запрещённого машише**). Однако со сменой правящей элиты благосклонность к старому уличному авторитету пропала, и в 1910х гг. он решает переехать в Рио-де-Жанейро. Там, недалеко от столицы, в местечке под названием Жакарепау Насименту Гранджи проживает тихую и спокойную старость. Умер он в 1936 г.


*До 1890х гг. термин «капоэйра» был региональным и применялся только в Рио-де-Жанейро. Потому в истории капоэйры XIX века нередко могут возникать сложности с определением капоэйры и капоэйристов, особенно в регионах (например, в Пернамбуку или в Баийе).

**Машише, матчиш или «бразильское танго» – городской парный танец, представляющий собой смесь польки и лунду, возникший во второй половине XIX века в Рио-де-Жанейро. Движения машише носят откровенный эротический характер, за что он долгое время порицался в высшем обществе и даже находился под запретом.

СИРИАКО МАКАКУ

Франциску да Сильва Сириако (Francisco da Silva Cyríaco), более известный как Сириако Макаку*  (Cyríaco Macaco, порт. «Сириако Обезьяна»), родился примерно в 1871 г. в Кампусе , что в штате Рио-де-Жанейро. Он был крепкого телосложения, отличался хитростью, мастерством в капоэйре и фехтовании тростью**. В начале 1900х гг. Сириако Макаку работал грузчиком в порту, иногда участвовал в «боях без правил» и обучал капоэйре. Победа над дзюдоистом Сада Мияко  в мае 1909 года прославила*** его, как одного из лучших капоэйристов эпохи, и привлекла внимание к капоэйре, как к национальному бразильскому виду спорта. Спустя три года после своего триумфа (19 мая 1912 года) Сириако Макаку умер.


*Иногда фигурирует прозвище Сириако Макаку-Велью, Cyríaco Macaco Velho, порт. «Сириако Старая Обезьяна».

**Свою трость Сириако Макаку называл «Santo Antônio 16».

***«Revista da Semana» от 30.05.1909: «Сириако, как всем известно, всего за пару мгновений на трибуне «Concerto Avenida» победил доселе незнающего поражений Сада Миако, инструктора по джиу-джитсу. Сириако прирождённый гений, ловкий, большой знаток капоэйражень, как и некоторые зрители хотел повторить поединок, но поражённый японец не согласился. Это в очередной раз доказывает преимущества капоэйражень, как физической дисциплины, преимущества, что стали бы ещё больше, будь состязания регламентированы и без грязных, смертельных приёмов».

ТИБУРСИНЬЮ

Тибурсио Жозе ди Сантана (Tibúrcio José de Santana), по прозвищу Тибурсинью (Tiburcinho). Сын Франциску Жозе ди Сантана  и Марсианы Марии ди Араужо, Тибурсинью родился в Жагуарипе, примерно в 1878 г. Он обучался батуке* у Бернанду Жозе ди Косме и был хорошо известным бойцом в своём городе.

Как и многие молодые люди в те времена, жившие в Реконкаву, он переехал в Сальвадор в поисках работы. Там на Народном Рынке Тибурсинью познакомился с капоэйрой и обучился ей. Но даже став хорошим капоэйристом он оставался прежде всего мастером батуке и макулеле. Именно эти, практически исчезнувшие, преступно забытые традиции он всеми силами старался сохранить.

Умер Тибурсинью в середине 1970х гг., а батуке (в виде самба-дуро) и макулеле живы и поныне.



*Батуке и Самба-Дуру – часть традиционной самбы, исполняемой мужчинами, где во время танца применяются удары и подсечки ногами, цель которых сбить соперника на пол. В чистом виде батуке более не практикуется – традиция была практически полностью утрачена со смертью Тибурсинью.

Тем не менее, батуке сохранился, хоть и в несколько изменённом виде, как самба-дуру в традициях редких мастеров и в капоэйре режионал (Мастер Бимба – основатель капоэйры режионал был хорошим другом Тибурсинью).

**Макулеле – воинственный танец с палками. Традиция макулеле восходит к ритуальному единоборству южноафриканских народов (прежде всего макуа и мале), в котором мужчины доказывали силу воли и бесстрашие. В Бразилию палочный бой макуа и мале попал вместе с рабами в XVII-XVIII. Однако вдали от родины макулеле пришло в упадок и к началу XX века превратилось в фольклорный танец. Непопулярная и практически забытая традиция начала возрождаться только в 1940х гг., благодаря активной деятельности Мастера Попо, его шоу-группы «Conjunto de Maculelê de Santo Amaro» и поддержке капоэйристов (прежде всего благодаря Мастеру Бимбе, который начал обучать макулеле в своей академии).

САМУЭЛЬ КЕРИДУ-ДИ-ДЕУС

Самуэль Франциску Баррету ди Соуза (Samuel Francisco Barreto de Souza), по прозвищу Кериду-ди-Деус (Querido de Deus, порт. «Любимчик Бога»), родился в Сальвадоре, Баия, в 1880х гг. Кто был его мастером и когда он начал заниматься капоэйрой не известно.

Он был рыбаком и любил капоэйру как немногие. Современники считали его одним из лучших капоэйристов эпохи, да так, что даже в 1930х годах, несмотря на преклонный возраст (около 50 лет), его называют королём баиянской капоэйры.

Кериду-ди-Деус хранил и защищал традиции капоэйры, потому к нему часто обращались исследователи, этнографы, писатели и прочие представители бразильской интеллигенции. А его критика в адрес Мастера Бимбы послужила основой для разделения капоэйры на «Режионал» и «Капоэйра ди Ангола».

«Капоэйра ди Ангола» – именно так называлась демонстрация фольклорной капоэйры, которую во время Конгресса Афро-Бразильской культуры возглавил Кериду-ди-Деус (14 января 1937 года) – это первое в истории упоминание термина «Capoeira de Angola».

Хотя его учеником считается только Жувенал, он оказал сильное влияние на многих капоэйристов эпохи.

Вплоть до самой смерти (ок. 1945 гг) Кериду-ди-Деус оставался главным мастером крупнейшей рода Сальвадора: на Меркаду-Моделу во время праздника Богоматери Консейсау-да-Прайа.

ПЕДРО МИНЕЙРУ

Педро Жозе Виейра (Pedro José Vieira) родился примерно в 1887 г. в Вила-Рика (ныне Оуру-Прету, штат Минас-Жерайс). К двадцати годам он прославился отменным капоэйристом и злостным нарушителем спокойствия в своём родном городе. В 1907 г. он переезжает в Баию, где у него и появилось прозвище «минейру» (mineiro, порт. «уроженец Минас-Жерайс»).

В Баии Педро Минейру обосновался недалеко от пристани Кайс-Доураду, где работал портовым рабочим. Вскоре, будучи мастером капоэйры и безрассудным храбрецом, он стал «секретным полицейским*», чья роль заключалась в обеспечении порядка на территории портового района (часто в обход закона). Собственно, все крупные происшествия начала 1910х гг. так или иначе разрешались благодаря кабесаде, растейре и ножу Педро Минейру и его товарищей. Он неоднократно попадал в участок, но выходил «сухим из воды», благодаря покровительству начальника полиции (Сеньора Алвару Кова). Однако однажды удача ему изменила.

В 1914 г., с приходом в порт торпедоносца «Piauí», улицы нижнего города захлестнула волна беспорядков. Против бесчинствующих моряков выступили капоэйристы во главе с «секретным полицейским». В результате одной из потасовок (26 декабря 1914 г.) двое моряков оказались убиты. Педро Минейру был задержан и попал на скамью подсудимых.

15 января 1915 г. во время одного из слушаний неизвестные моряки расстреляли капоэйристов из пистолета, пытаясь отомстить обидчикам. В Педро Минейру попало 3 пули и через несколько дней (18 января 1915 г.) он скончался.


*«secretas da polícia» - секрет полиции, неофициальный агент полиции. В те времена капоэйристы преследовались полицейскими и всё же полиция поддерживала некоторых хулиганов, так как обеспечить порядок в злачных и особо опасных районах было проще в обход закона: без лишней волокиты, работы и риска для самих полицейских..

АМОРЗИНЬЮ

Аморзинью или Аморзинью-да-Портела (Amorzinho da Portela, порт. «Милашка с Портела») – влиятельный капоэйрист начала XX века (1920-40х гг). Он был членом гражданской гвардии и обеспечивал спокойствие и порядок на улицах Сальвадора, при этом практиковал капоэйру и стоял во главе мастеров защитников капоэйры. До своей смерти (в 1943 г.) он был главным мастером на рода в Женгибирра, где именно под его началом возник (в 1941 г.) первый Спортивный Центр Капоэйры Ангола (CECA*).


*CECA (Centro Esportivo de Capoeira Angola) – Спортивный Центр Капоэйры Ангола – центр, созданный в попытке объединения мастеров традиционной капоэйры.

В 1910-30х гг. капоэйры пришла в упадок, что было связано с кардинальными изменениями в общественном устройстве, и дабы сохранить такую важную составляющую бразильской культуры необходимо было объединить мастеров – носителей оригинальной традиции. С этой идеей впервые выступил знаменитый этнограф Эдисон Карнейро (ещё в 1936 году), его поддержал «король баиянской капоэйры» Кериду-ди-Деус и 22 мастера рода в Женгибирра. С приходом Паштиньи это сообщество ортодоксальных мастеров стало называться «Спортивным Центром Капоэйры Ангола» (датой основания принято считать 23 февраля 1941 года), однако официальный статус (регистрацию), как Спортивный Центр, оно получило только 1 октября 1952  года.

СИНЬОЗИНЬЮ

Аженор Морейра Сампайо (Agenor Moreira Sampaio) родился в 1891 году в Сантосе, штат Сан-Пауло. Он рос в семье военного офицера  и с самого детства воспитывался бойцом и атлетом, изучал сават, вольную борьбу и гимнастику. С капоэйрой он познакомился только после переезда в Рио-де-Жанейро (в 1908 году), на открытом ринге, где в те годы блистал знаменитый мастер Сириако Макаку.

Прозвище Синьозинью (Sinhozinho – порт. «маленький сеньор») Аженор Сампайо получил за высокий социальный статус и финансовую обеспеченность, благодаря которым он и мог всецело отдаваться самообразованию, физическому развитию и воспитанию.

Изучив азы капоэйры на улице Синьозинью с товарищами  начал модернизировать традиционную технику, адаптируя её для проведения боёв на ринге*. Уже к 1920му году он считался непобедимым бойцом, мастером капоэйражень** и выдающимся преподавателем «бразильской гимнастики».

Сперва Синьозинью проводил занятия на заднем дворе собственного дома в Ипанеме, но с 1920 года он стал профессиональным инструктором в различных спортивных залах, в полиции, а в 1930 году и вовсе открыл собственную академию «Clube Nacional de Gymnastica» в самом центре Рио-де-Жанейро .

Ученики Синьозиньи неоднократно демонстрировали эффективность стиля*** на ринге, чем вызвали огромный интерес к капоэйре у самой широкой публики. Однако сам мастер год от года всё больше ориентировался на «бои без правил» – вале-тудо – а к 1950му году и вовсе прекратил всякое преподавание капоэйры.

Синьозинью умер в 1962 году. За свою жизнь он воспитал много выдающихся бойцов и капоэйристов, однако никто из них не стал мастером капоэйры и его наследие бесследно растворилось. Тем не менее именно благодаря Синьозинью «национальная гимнастика» стала популярным и престижным видом спорта, которым с 1920х гг. открыто занимались представители разных слоёв общества.


*Среди друзей и товарищей Синьозинью, с которыми он изучал и тренировал капоэйру в 1910х гг. стоит выделить Жайми Мартинса Феррейру (Jayme Martins Ferreira), Рафаэля Лотуса (Raphael Lothus) и Марио Алейшу (Mário Aleixo). Все они видели и развивали капоэйру как единоборство и спорт, изучая, адаптируя, дополняя и модернизируя «национальную гимнастику».

- Жейми Мартинс Феррейра – известный борец, участник боёв по правилам и без, большой любитель капоэйры. Суммируя богатый опыт спортивных выступлений и объединяя наиболее прикладные и действенные элементы кариокской и баиянской капоэйры, а также других видов борьбы, создал «Escola Típica de Agressão e Defesa».

- Рафаэль Лотус любитель капоэйры, который в 1910х гг. систематизировал капоэйру и, пользуясь методами из европейской гимнастики, модернизировал её и создал методику обучения «Escola de Ginástica Nacional».

- Марио Алейшо – первый бразильский тренер джиу-джитсу, большой знаток фехтования, савата, бокса и капоэйры, создатель методики «Savata Nacional» и «Método Ataque e Defesa», основатель школы самообороны «Escola de Defesa Pessoal».

**Capoeiragem - капоэйра, одно из официальных названий в начале XX века.

***Capoeira Utilitária.

ТОТОНЬЮ-ДИ-МАРЕ

Антониу Лауринду дас Невес (Antônio Laurindo das Neves), сын Мануэля Гаспарину и Маргариды Невес, родился 17 сентября 1894 года на острове Маре. Капоэйре он начал обучаться в 1911 году, наблюдая за старыми мастерами. Таково было обучение в те времена, когда капоэйра называлась «вадиасау» (vadiação – порт. «праздное шатание»): «шатаясь» от одной рода к другой, молодые капоэйристы впитывали традицию африканцев, и сама рода, сама жизнь была им учителем.

Чтобы проверить своё мастерство на практике Антониу плавал в Сальвадор и со временем заслужил признание и прозвище «Маре» (Totonho de Maré, порт. «Тотонью с острова Маре»).

Тотонью-ди-Маре был рослым, сильным и ловким капоэйристом, и в 1930х гг. за победы в уличных боях на Кайс Доураду, считался местным чемпионом (к слову, наравне с Бимбой). Вместе с тем, в капоэйре он видел не только единоборство, но культуру, традицию и был одним из 22 мастеров основоположников Капоэйры Ангола.

До конца жизни (18.10.1974 г.) Тотонью-ди-Маре работал в доках. Он не стремился зарабатывать на капоэйре, не открывал академии, но учил «из любви к искусству», учил так, как учился сам: в «вадиасау» уличных рода во время городских праздников.

БЕЗОРУ

Мануэль Энрике Перейра (Manoel Henrique Pereira), сын Жоау Матоса  и Марии Аута Перейра , родился в 1895 году в киломбу Урупи  – одном из бедных районов Санту-Амару, Баия. Своё прозвище – Безору (Besouro – порт. «жук» ) он получил за угольно-чёрный оттенок кожи и недюжинную силу.

Безору начал заниматься капоэйрой в возрасте около 13 лет у бывшего раба, мастера капоэйры – «Дяди» Алипио. Помимо капоэйры он учился обращаться с мачете – это был важный навык для жизни и работы в Санту-Амару – центре сахарной промышленности Бразилии. Какое-то время Безору подрабатывал на фазендах и сахарных плантациях, коих в регионе было множество. Но в возрасте около двадцати лет он решил попытать счастья в большом городе – Сальвадоре.

Переехав Безору смог устроиться на службу в Национальную Армию, солдатом, чья работа заключалась в охране правопорядка. Однако бунтарский дух и молодецкая удаль не давали ему покоя. Безору активно участвовал во всяком бардаке и дебоше, за что получил признание среди сальвадорских мастеров капоэйры и задир, а многочисленные драки с полицейскими довольно скоро сделали его народным героем, который в крайне непростые времена открыто боролся за справедливость, выступал в защиту бедняков и пытался сломать старые рабовладельческие устои. 

Безору был неуловим, а потому ему многое сходило с рук. Но после разгрома полицейского участка в Сан-Каэтано в сентябре 1918 года, куда он вовлёк своих сослуживцев из 31 Пехотного Батальона, личность Безору была раскрыта*. Вскорости его уволили из армии за «моральную недееспособность» (8 ноября 1918 г.) и, осудив за причинение вреда здоровью полицейского, объявили в розыск (23 мая 1919 г.) – сам Безору к этому времени уже покинул Сальвадор и обосновался на фазенде Санто-Антонио-ду-Рио-Фунду  в Санту-Амару, где и прожил оставшуюся жизнь, работая на Жозе Антониу Родригеса Тейшейру.

Скрываясь от полиции легендарный капоэйрист всё же продолжал устраивать конфликты и ввязываться в драки, нередко с толпой недругов, нередко с оружием в руках. Безору хорошо фехтовал, был ловок и силён, а потому ему сопутствовала удача: из любых передряг он всегда выходил невредим. Народная молва даже начала приписывать ему «неуязвимость» или «закрытое тело**». Когда и сам Безору уверовал в эту мистическую защиту, он потерял бдительность. 

Безору недооценил юного противника, решив преподать ему урок, и получил удар ножом в живот. Спустя два дня – вечером 08 июля 1924 года – Безору умер.

Безору умер, однако легенда о нём продолжила жить. После смерти его история обросла деталями и мифами, он превратился в сказочного персонажа – Безору Кордау-ди-Оуру *** – в чьём образе нашли отражение жизни многих капоэйристов той эпохи.


*Разгром полицейского участка в Сан-Каэтано, в Сальвадоре, произошёл из-за попытки вернуть конфискованный беримбау. Капоэйра, как и некоторые другие элементы африканской культуры, считалась нелегальными занятием вплоть до 1930-40х гг. Потому хранение или ношение любых предметов, относящиеся к ней (например: беримбау, атабаке и пр.) могли расцениваться, как хранение или ношение оружия.

Безору решил помочь своим товарищам, но ни добрым словом, ни деньгами получить беримбау обратно не удалось, и в ход пошла грубая сила.

**Легенда Безору невозможна без мифа о «закрытом теле» . 

Защитная магия, такая как «закрытое тело», была широко распространена в центральной Африке и, вместе с рабами, она попала в Бразилию, где продолжала практиковаться среди целителей, колдунов и капоэйристов, которые часто становились защитниками африканских традиций, культов и религий. 

Благодаря знаниям африканской магии – манджинга , Безоро был способен увернуться от любого удара, от любого нападения и ни один нож, ни одна пуля не могли причинить ему вреда, а в момент опасности он мог бесследно исчезнуть или улететь, превратившись в большого чёрного жука.

***Многие капоэйристы прошлого прибегали к «закрытию тела». Они носили специальные амулеты, что содержали сильные молитвы, оберегающие владельца от любых неприятностей и особенно от оружия (у Безору амулет был на «золотой цепи», за что его прозвали Кордау-ди-Оуру). Эту защитную магию, согласно поверьям, можно было обойти только специальным оружием из тикового дерева (тикум или тукум), которым якобы и был убит Безору.

АБЕРРЕ

Антониу Раймунду Арголу (Antônio Raimundo Argolo), известный как Аберре (Aberrê или ABR), родился 6 августа 1895 года в Сальвадоре. В 1910-1912 гг. Аберре обучался капоэйре у Антониу-ди-Нороньи (Antônio de Noronha), а с 1920х был организатором рода в низине Матату-Прету. Он был дружен с Кериду-ди-Деус и Бимбой, а его учениками считаются Канжикинья, Кайсара и Паштинья*.

 

В сентябре 1942 г., играя капоэйру, Аберре умер.


*То что Паштинья был учеником Аберре говорит ряд мастеров той эпохи (Канжикинья, Кайсара, Валдемар). Существует и другая версия, что Паштинья был учителем Аберре (в 1910-1912 гг), однако она основывается только на свидетельствах самого Паштиньи, ничьих более, и имеет настолько серьёзные противоречия, что кажется маловероятной.

БАРБОЗА

Барбоза (Barbosa) родился примерно в 1890х гг. в Сальвадоре. Его полное имя в истории не сохранилось.

Барбоза жил на улице Кабеса и работал грузчиком на рынке, что на площади Дойс-ди-Жулью. В 1930-50х гг. он был известным капоэйристом и уважаемым мастером, что впечатлял своей игрой, техникой, и очаровывал пением. Барбоза был частым гостем у Кобриньи-Верди и Валдемара, но своей академии открывать не хотел, предпочитая обучать в традиционном «вадиасау». Одним из его учеников был Жоау Пекену.

Умер Барбоза в 1970х гг. 

БУГАЛЬЮ

Эдмунду Жоакин (Edmundo Joaquim), из-за выпученных глаз прозванный Бугалью (Bugalho, порт. «глазное яблоко»), был выдающимся мастером беримбау: с середины 1930х гг. участвовал во всех самых значимых рода Сальвадора. Он был близок с Кериду-ди-Деус и Валдемаром, непременно присутствуя в оркестре последнего.

Как и у многих мастеров эпохи вадиасау у Бугалью не было академии. Днём он работал грузчиком, а в свободное время по вечерам обучал желающих (в основном на пристани Меркаду-Моделу или на пляже Прегиса). Среди его учеников стоит отметить Пеле-да-Бомба .

Примерно в 1970х гг. Бугалью не стало



ЗУМА

Аннибал З. М. Бурламаки (Anníbal Z. M. Burlamaqui) известный как Зума (Zuma), родился в 1898 году в Рио-де-Жанейро. С детства он изучал бокс, сават, капоэйру и в 1920х гг. активно участвовал в боях «без правил».

Зума стремился популяризировать капоэйру как вид спорта. Он систематизировал технику «национальной гимнастики» и разработал правила состязаний («Gymnastica Nacional (Capoeiragem): Metodizada e Regrada»), которыми в последствии пользовались многие бойцы (Синьозинью, Бимба, в том числе и сам Зума).

В 1930х годах Зума завершил свою спортивную карьеру и до конца жизни (18 августа 1965 года) прожил вдали от капоэйры.

БИМБА

Мануэль дус Рейс Машаду (Manoel dos Reis Machado), сын Луиза Кандиду  и Марии Мартиньи ду Бонфим , родился 23 ноября 1899 году в Сальвадоре. Капоэйре начал обучаться в возрасте 12 лет на Эстрада дас Боядас  у мифического африканца по имени Бентинью . Как и многие капоэйристы тех лет Бимба был дебоширом и любил подраться, не упуская любой возможности (из-за чего и получил прозвище bimba, т.е. «тот, кто бьёт»). Мастером он стал в 1918 году и к нему начали приходить как к выдающемуся бойцу, желая научиться капоэйре, как единоборству.

В 1920х годах среди учеников Бимбы появилась «золотая молодёжь»*, увлечённая модной «национальной гимнастикой**». В 1932 году, заручившись поддержкой своих влиятельных учеников, Бимба открывает первый в Баие зал для занятий капоэйрой. Он оставляет регулярную работу в доках и начинает обучать профессионально. Как раз в это время происходит формирование, классификация технического арсенала, разработка методов обучения и создание курса «борьбы баиянского региона» (или «региональной капоэйры») .

Продвигая собственную школу Бимба всегда подчёркивал боевой аспект капоэйры, но и культурный не упускал***. Он и его ученики выступали на ринге в боях без правил , проводили показательные выступления на сцене , участвовали в фольклорных фестивалях, устраивали уличные рода . И именно благодаря Бимбе к 1950м годам капоэйру признали во всём её многообразии .

В 1950-60х годах школу Бимбы проходит множество важнейших мастеров эпохи, таких как Сенна, Аккордеон, Вермелью, Саси, Итапуан, Освалдо, Суассуна, Камиза Роша и Камиза, Гату (который Фернанду Альбукерке) и братья Флорес. С ними капоэйра не только окрепла и прочно вошла в культуру региона, но и начала активно распространяться по всей Бразилии и даже выходить за её пределы – в Европу и Соединённые Штаты Америки.

Бимба внёс огромный вклад в сохранение и распространение капоэйры, став самым влиятельным мастером за всю её историю. Однако местное министерство культуры не признавало заслуг Бимбы****. И он, разочарованный несправедливой политикой, решает уехать в другой город, где его работу ценили непредвзято, по достоинству – в Гоянию*****. Однако обосноваться на новом месте Бимба не успел: спустя несколько месяцев после переезда он умер (5 февраля 1974 года).


*Среди первых таких учеников Бимбы были Гуапоре Жоакин де Араужо Лима (Joaquim de Araújo Lima), Руй Гувейра (Rui Gouveia), Жозе Сиснанду (José Sisnando), Анжелу Деканио (Ângelo Augusto Decanio Filho).

**Национальная гимнастика – это капоэйра, которую пытались популяризировать кариокские мастера. Они представляли капоэйру как вид спорта, аналогичный английскому боксу или французскому савату. И когда в 1928 году Бурламаки публикует книгу «Национальная Гимнастика (Капоэйражень): Методы и Правила» («Gymnastica Nacional (Capoeiragem): Metodizada e Regrada») необходимость разделения на капоэйры на «столичную» и «региональную» становится очевидной. Именно этим (1928) годом и датируется «создание» «региональной капоэйры».

***Бимба никогда не упускал культурный аспект капоэйры. Напортив подчёркивал, что региональная, т.е. баиянская капоэйра, в отличие от кариокской, имеет игровые и театральные элементы, а также тесно связана с музыкой. Бимба был одним из лучших музыкантов и певцов капоэйры, но будучи представителем «старой школы», он видел в капоэйре прежде всего уникальную борьбу – «борьбу баиянского региона» («Luta Regional Bahiana» – именно таково официальное название его метода). Бимба стремился сохранить наследие прошлого, противопоставляя свою школу с одной стороны «национальной гимнастике», с другой – популярной в 1920-30х годах практике «вадиасау», в которой единоборство начало превращаться в театральный танец.

****В 1967 году в министерстве культуры Сальвадора появился специальный отдел туризма (SUTURSA). Его задачей было урегулирование и организация представлений народной баиянской культуры. Данная организация активно поддерживала мастеров «истинной», «неискажённой» капоэйры, так называемой «Капоэйры Ангола», и в первую очередь главного идеолога – Паштинью (помимо рекламы, он получал гранты, премии и пенсию). В 1968 году Паштинью за вклад в сохранение и развитие капоэйры признают заслуженным деятелем культуры, и помимо обширной рекламы, ему выделяют гранты и выплачивают ежемесячную пенсию. На этом фоне, когда у Бимбы возникают финансовые трудности ему, в отличие от Паштиньи, муниципалитет не оказывает абсолютно никакой поддержки. Более того, многие ученики Бимбы отвернулись от него.

*****В 1968 году благодаря деятельности Освалдо ди Соуза – ученика Бимбы – капоэйра приобрела широкую известность и популярность в Гоянии. Когда в 1970 году Мастер приехал в Гоянию на выпускной первой группы, окончившей курс, он был очарован успехом капоэйры. Освалдо видя бедственное положение Бимбы решил помочь ему, предложив работу и даже переезд. Впоследствии он оплатил дорогу Мастера, его семьи и фольклорной группы, выделил время в своей академии и передал ему часть своих учеников.


ПАШТИНЬЯ

Висенчи Феррейра Паштинья (Vicente Ferreira Pastinha) родился 5 апреля 1889 года в Сальвадоре, Баия. Будучи единственным сыном отнюдь не бедствующего испанского иммигранта , он получил хорошее образование  и профессию в военно-морском флоте .

Вероятно, Паштинья и прежде сталкивался с капоэйрой, но активно заниматься ей он начал лишь в зрелом возрасте. Его учителем стал друг детства и крёстный брат – Аберре. Капоэйра настолько увлекла Паштинью, что он посвятил ей всё свободное время, и уже в 1941 году принял участие в рода мастеров в Женгибирра. Несмотря на почтительный возраст, он обладал подвижностью тела и живостью ума, так что в скором времени его признали одним из мастеров «защитников капоэйры».

Обучать капоэйре Паштинья начал в 1944 году. В отличии от многих других мастеров эпохи он видел в капоэйре не борьбу, а инструмент для воспитания личности. Развивая и совершенствуя эту идею на протяжении десятилетия он создал уникальную школу, получившую название Капоэйра Ангола*.

Капоэйра Ангола как физическая культура и, более того, как проявление национального фольклора очаровала новую бразильскую интеллигенцию**. И благодаря хорошему знакомству с влиятельными общественными деятелями Паштинья смог заручиться поддержкой министерства культуры штата, получить финансирование и возможность популяризировать собственное творение***. 

12 ноября 1981 года Паштиньи не стало, но за 30 лет усердной работы он оставил десятки мастеров, учеников и последователей, сохраняющих его наследие****.


*Паштинья начал обучать капоэйре в 1944 году, но лишь в 1955 году открыл собственную академию. Для проведения занятий, рода и шоу он приглашал к себе в помощники талантливых капоэйристов и мастеров, объединяя различные линии преемственности и создавая Капоэйру Ангола. Помимо самого Паштиньи на эту школу огромное влияние оказали Кобринья Верди и Валдемар.

**Среди бразильской интеллигенции стоит особо выделить таких покровителей Паштиньи как Жоржи Амаду, Уилсон Линс, Карибе, Пьерре Вержер.

***В 1950-60е годы в Бразилии происходит формирование национальной идентичности. Интеллигенция (особенно в Баие) активно интересуется местным фольклором и вдохновляется африканскими традициями. Мастера капоэйры желая заработать открывают академии и шоу. Конкурируя друг с другом они подчёркивают традиционность своей капоэйры и пытаются обозначить связь с Африкой, с Анголой, через мифологию, ритуалы, музыку, форму одежды, цвета, и т.п. Паштинья был самым первым и самым успешным мастером, эксплуатировавшим образ «истинной капоэйры».

****Под руководством Паштиньи мастерами стали Бока Рика, Курио, Бола Сечи, Жилду Алфинечи и многие другие, но отдельно стоит выделить Жоау Пекену, Жоау Гранджи и Валдомиру Малвадезу, возглавивших академию ещё в середине 1960х годов. Кроме того, Паштинья оказал огромное влияние и на других мастеров, даже на учеников Бимбы, желающих познакомиться с «аутентичной формой борьбы, привезённой африканцами».

МАДАМ САТАНА

Жоау Франциску дос Сантос (João Francisco dos Santos), сын Мануэля Франсиску  и Фирмины Терезы да Консейсау , родился 25 февраля 1900 г. в Пернамбуко. В 1908 году он бежал в Рио-де-Жанейро, где будучи беспризорником попал в криминальную среду. Там, в подворотнях Лапа Жоау познакомился с Сечи Короасом , который обучил мальчишку ремеслу маландру*.

Жоау получил прозвище Мадам Сатаны (Madame Satã) из-за экстравагантного женского наряда, благодаря которому вводил в заблуждение и грабил неосторожных мужчин**, ищущих лёгких развлечений на ночных улицах Рио-де-Жанейро.

Запоминающееся имя, необычная внешность, вызывающее поведение, постоянные драки и потасовки (в том числе с полицейскими***) сделали Мадам Сатану колоритным персонажем городских баек и анекдотов. Но широкую известность и популярность**** ему принесло интервью в газете «O Pasquim» , вслед за которым, закрепляя медийный успех, вышли мемуары «Memórias de Madame Satã»  и фильм «A Rainha Diaba» .

12 апреля 1976 Мадам Сатана умер. Его похоронили в типичном наряде маландру: в элегантном костюме, со шляпой и двумя красными розами.


*Улицы бразильских городов в начале XX века, особенно в Рио-де-Жанейро и Сальвадоре, были полны воров, мошенников и прочих преступных элементов. Окраины являли собой мир негодяев – маландру, ведущих богемный  образ жизни, не желающих работать и живущих за счёт обмана добропорядочных граждан. И как типичный маландру Мадам Сатана был ловким бойцом и мастером обращения с бритвой (по легенде в подошве его обуви было скрыто лезвие), он любил подраться и как нарушитель спокойствия, дебошир, вор и убийца провёл в тюрьме 27 лет и 8 месяцев. Мадам Сатана числится капоэйристом, учеником Сечи Короаса, но достоверные факты его деятельности в капоэйре отсутствуют (тем более как мастера).

**«Мадам Сатана» – фильм Сесиль ДеМилль , вышедший в 1930 году. Подражая героине фильма Жоау переодевался в Мадам Сатану, чтобы соблазнять мужчин и заманивать их в укромные места для совершения разбоя. Сам Жоау однако утверждал, что его прозвище возникло из-за экстравагантного наряда в одном из шоу трансвеститов (в 1938 году).

***Становление первой республики требовало укрепления института власти. В те времена полиция принимала неоправданно жестокие меры, чем вызывала ненависть со стороны простого народа и в молодом бразильском фольклоре стали появляться герои, как Мадам Сатана, Безору, Лампиау, ищущие справедливости и пытающиеся дать отпор полицейскому произволу.

****Мадам Сатана активно способствовал становлению собственной легенды. Он придумывал и распространял мифы, замалчивал и искажал факты, оправдывая свою преступную деятельность и создавая образ невинной жертвы (в том числе в интервью и мемуарах). 

ОНСА ПРЕТА

Онса Прета (Onça Preta, порт. «Чёрный Ягуар») – в миру Сисерру Навару (Cícero Navarro) – родился в 1909г. в Сальвадоре. Когда и с кем он начал заниматься капоэйрой не известно, но уже в 1930х гг. славился хорошей капоэйрой.

На его становление, как мастера, большое влияние оказали Аберре и Кериду-ди-Деус. Не смотря на молодой возраст в 1930-40х гг. Онса Прета был одним из хранителей Капоэйры Ангола. Он не открывал академии, не устраивал шоу*, но регулярно проводил рода в Пау Миуду и Алту-дас-Помбас.

После переезда в Рио-де-Жанейро (в 1959) Онса Прета очень сильно повлиял на местных капоэйристов. Будучи представителем «старой гвардии» он помогал развиваться молодым мастерам**, благодаря чему начала формироваться современная капоэйра, где новые методы обучения объединились с традицией.

Вплоть до 1982 г. Онса Прета считался одним из лучших капоэйристов, но в середине 1980х гг. он ушёл из капоэйры, и вдали от неё прожил до самой смерти (в 2006 г.).


*«Шоу» - это место, где проводятся платные показательные выступления для туристов, часто академия или хижина (барак).

**Онса Прета был одним из мастеров академии «Filhos de Angola» , открытой в Рио-де-Жанейро в 1960 г. Он поддерживал многих капоэйристов, а среди учеников такие известные мастера как Рок и Инауа (Inauá), обучивший Кинг-Конга (King Kong) и Клаудиу Сау-Бенту (Cláudio São Bento).

НОРОНЬЯ

Даниэл Котинью Норонья (Daniel Coutinho Noronha) родился 3 августа 1909 г., капоэйрой начал заниматься в 8 лет у мастера Кандиду-да-Коста, по прозвищу Кандиду Пекену. С 1920х гг. Норонья участвовал во всех крупных рода Сальвадора и окрестностей. Он был одним из мастеров организаторов рода на склоне Ладейра-да-Педра, в Женгибирра, и принимал активное участие в формировании и становлении Капоэйры Ангола*.

Незадолго до смерти (17.11.1977) Норонья создаёт манускрипт «ABC da Capoeira Angola» («Азбука Капоэйры Ангола»), являющийся уникальным свидетельством становления «современной» капоэйры.


*До 1920х годов капоэйрой занимались больше как средством самозащиты, она была занятием хулиганов, которые умели драться – «бардак» (по Норонье). Её яркими представителями были Педро Минейру и Безору. Но развитие общества привело к отмиранию такой формы единоборства  и дабы капоэйра не исчезла мастера из Жингибирра – «защитники капоэйры», пытались внедрить её в популярную традицию региона, переосмыслив практику «праздного шатания» – вадиасау. Они регулярно устраивали рода во время уличных гуляний и популярных фестивалей, демонстрируя не жестокость, а мастерство, силу и ловкость. Именно тогда и именно они заложили основы Капоэйра Ангола: отсутствие жестокости, несерьёзность (игривость), театральность жестов, музыкальность. Но до 1950х годов капоэйра всё ещё представляла собой разрозненные традиции мастеров. И лишь благодаря деятельности Паштиньи эти традиции смогли объединиться и оформиться в более-менее единую школу.

ЖУВЕНАЛ

Жувенал Эрменежилду да Круз (Juvenal Hermenegildo da Cruz) родился в 1910-1915х гг. Капоэйре учился в доках Кайс Доураду и с середины 1930х гг. считается лучшим учеником Мастера Кериду-ди-Деус.

Жувенал участвовал в драках на улице, в состязаниях на ринге и в фольклорных демонстрациях. Как и многие капоэйристы прошлого он работал грузчиком, а капоэйрой занимался в часы отдыха и обучал всех, кто хотел научиться его искусству.

С 1940х гг. Жувенал проводил рода на Кайс-Доураду, он же отвечал за традиционную рода на Меркаду-Моделу во время праздника Богоматери Консесайо-да-Прайа, собиравшую лучших капоэйристов всего Реконкаву. Он был частым гостем у Кобриньи-Верди в Шаме-Шаме и у Валдемара в Корта-Брасу.

Несмотря на популярность Жувенал исчез из истории капоэйры в начале 1950х гг.

КОБРИНЬЯ ВЕРДИ

24 октября 1912 года в Санту-Амару родился Рафаэль Алвес Франса (Rafael Alves França). Он был племянником знаменитого Безору, но учиться капоэйре начал только после переезда в Сальвадор в начале 1930х годов. Его мастерами стали капоэйристы рода в Перипери , прежде всего Сири-ду-Манги, Канариу Парду и Дозе-Оменьс. Низкорослый и худощавый, он был ловок и проворен, а также хорошо владел холодным оружием*, за что и получил прозвище Кобринья Верди (Cobrinha Verde, порт. «Зелёная Змейка»). 

В 1937 году Кобринья Верди возглавил рода в Курва Гранди, а после переезда в Амаралину – в районе Шаме-Шаме. Он не открывал академии, обучая на заднем дворе своего дома**.

Кобринья Верди был частым гостем у Валдемара и Паштиньи. В 1960х годах из-за плохого здоровья он перестал играть капоэйру, но остался влиятельным мастером: как большой знаток фольклора, красноречивый рассказчик, поэт и музыкант он наполнил капоэйру мифами и волшебством***.

12 мая 1983 года Кобринья Верди умер, а его капоэйра продолжилась в учениках: Гату Прету, Бон Кабриту и Жоау Гранди.


*Кобринья Верди, как и многие другие уроженцы Санту-Амару, хорошо владел мачете и был любителем игры с ножом в капоэйре. Его прозвище также является отсылкой к ножу или бритве, чей «змеиный укус не вылечит ни один доктор».

**Академией Кобриньи Верди «Dois de Julho» – был задний двор его дома в Шаме-Шаме, где проводилась тренировки и рода.

***Кобринья Верди рассматривал капоэйру как ритуальное действо, связывая с местными верованиями и религиями. В игре он использовал театральные жесты и так называемую «манджинга». Кобринья Верди сочинил много баек как о собственной жизни, так и о жизни других мастеров, но наиболее известное его творение – Легенда о Безору.


СИЗНАНДУ

Жозе Сизнанду Лима (José Cisnando Lima) родился 9 октября 1914 года в Санта Розе . В возрасте около 18 лет Сизнанду приехал в Сальвадор на учёбу и как большой любитель боевых искусств хотел познакомиться с «национальной гимнастикой». В поисках мастера он обошёл традиционные рода и в Курузу  встретил Бимбу.

Сизнанду начал изучать капоэйру под руководством Мастера и стал не только лучшим учеником, но и другом, который помог организовать академию, составить методику* и широко разрекламировать школу Бимбы**. В 1936 году Сизнанду получил белый платок***, однако вскоре  ушёл из капоэйры, полностью посвятив себя медицине.


*Сизнанду имел хорошее образование и опыт в других единоборствах. Он вдохновил Бимбу на «модернизацию» обучения капоэйры на манер дзюдо, и придумал оригинальное название для этой методики, подчеркнув разделение капоэйры на «национальную» (бразильскую) и «региональную» (баиянскую): «борьба баиянского региона» («Luta Regional Bahiana»).

**В 1932 году Сизнанду хорошо разрекламировал капоэйру в университете, набрал из студентов группу и организовал клуб «União em Apuros », ставший основой для будущей академии «Luta Regional Bahiana». Сизнанду смог продвинуть обучение «метода Бимбы» в университет и вооружённые силы (центр подготовки офицеров запаса), помог в организации боёв на ринге и демонстраций, в том числе перед губернатором штата во Дворце Правительства (в 1937 году), что поспособствовало официальной регистрации академии и признанию капоэйры, как национального вида спорта.

***В школе Бимбы для обозначения уровня мастерства использовались цветные шёлковые платки: синий – для окончившего обучение основам, красный – для прошедших курс специализации, зелёный – для оркестра, жёлтый – для помощника мастера , белый – для мастера. Из огромного множества учеников Бимбы белого платка удостоилось всего несколько человек , и первым из них был Сизнанду.

ВАЛДЕМАР

Валдемар Родригес да Пайшау (Waldemar Rodrigues da Paixão), также известный как Валдемар из Либердаджи, Валдемар из Корта-Брасу или из Перу Ваз. Он родился в Сальвадоре 22 февраля 1916 года, а капоэйре начал обучаться в 1936 году на рода в Перипери. Его мастерами стали Сири-ди-Манги, Канариу Парду, Талави и Рикарду с острова Маре.

В начале 1940х годов Валдемар переехал в район Либердаджи. Там, в небольшой роще, он начал проводить еженедельную рода, а в начале 1950х годов построил барак, ставший местом встречи лучших капоэйристы эпохи. Валдемар заслужил уважение как боец и знаток капоэйры, но в историю вошёл как непревзойдённый мастер беримбау.

Валдемар как музыкант и ремесленник стремился к идеальному звуку* и существенно расширил возможности беримбау, сформировав музыкальное ядро Капоэйры Ангола**. Он был сдержан и кроток, не стремился к славе, не открывал академий, не устраивал шоу, зарабатывая на жизнь исключительно изготовлением и продажей беримбау***.

Среди учеников Валдемара особенно стоит выделить Закариаса Боа Морче, Траиру, Бигодинью (Гиганчи), Жозе Кабелу Бом и Кайсару.

В начале 1970х годов из-за проблем со здоровьем Валдемар перестал регулярно играть капоэйру, тем не менее вплоть до самой смерти (в 1990 году) он пытался передать свои знания новому поколению мастеров.


*До 1940х годов для изготовления струны использовали верёвку, сплетённую из лозы-тимбо, или заборную проволоку. Валдемар был одним из первых мастеров, кто начал вырезать корд из автомобильной покрышки, популяризировав данный метод. Тонкая, но прочная и жёсткая струна позволила извлекать из беримбау больше звуков, дала глубокий, насыщенный бас и яркие консонансы, чёткие музыкальные и шумовые звуки, позволяющие использование вибрато, легато, а также штрихи.

**Новые возможности беримбау и поиск наилучшего звучания привели Валдемара к изменению уже существовавших токе (именно его вариант исполнения стал эталонным в современной капоэйре) и к новой организации оркестра из трёх беримбау (в старой капоэйре их было не более двух): с низким, высоким и средним тоном. 

Также, будучи хорошим музыкантом и певцом, Валдемар любил открывать рода длинными песнями, и именно благодаря ему в Капоэйре Ангола появились настоящие поэмы, заменившие традиционные четверостишия. Валдемар написал многие песни, считающиеся народными: среди них «Eu já vivo de enjoado», «Torpedeiro e encouraçado», «Riachão» (адаптация стихов Жозе Бернанду да Сильва) и другие.

***Валдемар был первым мастером, что начал изготавливать беримбау для продажи на рынке (с 1942 года у него была лавка на рынке в Агау-дос-Менинос – будущем Меркаду Моделу). Беримбау Валдемара были отменного качества, к тому же очень красивыми (раскрашенными и расписными, декорированными лентами «Fitas do Bonfim»), они считались лучшими во всей Бразилии.

ЖОАУ ПЕКЕНО

Жоау Перейра дос Сантос (João Pereira dos Santos) по прозвищу Жоау Пекено (João Pequeno, порт. «Жоау Малый»)* родился 27 декабря 1917 года на фазенде Варжень ду-Канту . В 25 лет он переехал в Сальвадор, где и начал заниматься капоэйрой. Его мастером стал Барбоза, который воспитывал своих учеников в традиционном вадиасау, показывая живую традицию, жизненные ситуации и объясняя «что хорошо, а что плохо»**.

В 1949 году Жоау Пекено, как талантливый капоэйрист, присоединился к Паштинье, а в 1952 году стал тренером в его Спортивном Центре Капоэйры Ангола. Паштинья передал свою идею капоэйры и Жоау Пекено, как верный последователь***, продолжил её, передавая следующим поколениям****.

9 декабря 2011 года Жоау Пекено не стало.


*Жоау в молодые годы был известен как Кобра Манса (Cobra Mansa, порт. «Ручная Змея»), что характеризовало его манеру игры: очень близко к земле. Прозвище Пекено появилось в академии Паштиньи из-за небольшого роста (в противовес высокому и крепкому Жоау Гранджи). Под конец жизни он стал зваться Жоау Пекену ди-Паштинья, демонстрируя уважение своему мастера и линию преемственности.

**Вадиасау как традиционная учебная практика предполагает внимательное наблюдение и слушание мастеров, чувствование настроения, проживание момента и игру непосредственно рода. В старой капоэйре это называлось oitiva, порт. «слушание». Тогда многие учились самостоятельно, имитируя капоэйру, лишь единицы имели наставника, мастера, который помогал заметить нюансы и правильно интерпретировать происходящее. Эти счастливчики спустя годы и стали известны как выдающиеся капоэйристы прошлого.

***С самых первых дней Жоау Пекено помогал Паштинье в шоу, тренировках, а также в руководстве академии. Будучи одним из лучших и влиятельнейших капоэйристов 1950-70х годов он, тем не менее, решился открыть собственную академию только после смерти Паштиньи.

***Жоау Пекено обучил многих мастеров, среди которых выделяются Мораес , Жогу ди Дентру , Робервал , Сиру , Нани , Пе ди Шумбо , Барба Бранка . Естественно, что будучи тренером в школе Паштиньи он так же оказал огромное влияние на всех капоэйристов её посещавших.

ЗЕКА ДУ-УРУГВАЙ

Уроженец Санту-Амару, двоюродный брат Кобриньи Верди и Гату Прету, Зека ду-Уругвай (Zeca do Uruguai, порт. «Жозе из Уругвай») был ярким мастером в 1940-50х годах. Невысокого роста, но физически сильный, проворный и коварный, харизматичный, превосходный музыкант и певец он регулярно проводил рода в Нижнем Городе, в районе Уругвай, где частыми гостями были Бугалью, Валдемар, Траира, Закариас и многие другие известные капоэйристы эпохи.

Среди учеников Зеки ду-Уругвай стоит выделить Канжикинью , Пирро , Нилтона , Кутику , Гагинью Прету , Зе Марио , Но , чьи имена твёрдой рукой вписаны в историю капоэйры.

МУКУНЖЕ

Настоящее имя данного мастера неизвестно. Ещё юнцом он перебрался в Сальвадор (в 1940х годах), где как уроженец города Мукуже получил прозвище Мукунже (Mucungê), т.е. «мукуженец». Он был завсегдатай рода у Валдемара, мастерски играл на беримбау, наравне с Бугалью и Закариасом, и был хорош в капоэйре не только во время рода, но и в драках на улице.

В середине 1950х гг. Мукунже переехал в Рио-де-Жанейро, оказав огромное влияние на возрождение и становление капоэйры в столице. После себя  он не оставил прямых учеников, но кариокские мастера поддерживают память о нём.

ПАРАНА

Парана (Paraná) – Освалду Лисбоа дос Сантос (Oswaldo Lisboa dos Santos) – сын Кандиду Лисбоа  и Альбертины Марии дос Сантос , родился в Сальвадоре 25 сентября 1922 года. Капоэйре начал обучаться в 1932 году в Алту-дас-Помбас у Антониу Корро.

В 1945 году Парана переехал в Рио-де-Жанейро. Он работал столяром в IPASE , а в свободное время обучал капоэйре (преимущественно детей)*. Парана постоянно участвовал в городских фестивалях и театральных постановках, проводил регулярные рода совместно с Мукунже и Онса Претой, был частым гостем у Артура Эмидиу , и прославился как мастер беримбау и непревзойдённый музыкант**.

Он умер в полном расцвете сил (7 марта 1972 года), оставив после себя таких учеников как: Минтиринья , Полаку , Денис , Вилсон Мальядо , Бира , Пе ди Вальса , Индио Аранья , Маррета .


*В 1956 году Парана основал фольклорную группу «Conjunto Folclórico de Capoeira São Bento Pequeno», которая позже (в 1966) превратилась в школу капоэйры – Grupo Capoeira São Bento Pequeno de Mestre Paraná.

**Парана участвовал в театральной постановке «O Pagador de promessas», с которой гастролировал по всей Бразилии и посещал Португалию. Он выступал с симфоническим оркестром в Городском Театре Рио-де-Жанейро, а также одним из первых записал пластинку с музыкой и песнями капоэйры (совместно с друзьями: Онса Претой и Мукунже).

ЗАКАРИАС

Закариас Боа Морче* (Zacarias Boa Morte) родился 5 ноября 1923 года в Сальвадоре. Капоэйре он начал обучаться у Валдемара в Корта Брасу в 1942 году, став одним из первых и лучших учеников Мастера

Закариас был хорошим музыкантом, скромным, но ловким капоэйристом с отточенной техникой движений. Он долгое время руководил рода в Либердаджи, продолжая наследие Валдемара.

Не имея прямых учеников Закариас, как «хранитель традиции» оказал огромное влияние на «возрождение» Капоэйры Анголы  в 1980-90х годах.


*Боа Морче – это распространённая фамилия.

КАЙСАРА

Антонио Консейсау Мораес (Antônio Conceição Moraes), известный как Кайсара (Caiçara, тупи «житель прибрежных районов», «метис», «бродяга, живущий на пляже»), родился 8 мая 1924 года в Кашуэйре. Капоэйре обучался с 14 лет под началом Аберре, а затем – у Валдемара.

Кайсара был задирой и авантюристом, что демонстрируя свою удаль и храбрость ввязывался в весьма сомнительные истории. Однако, ему во всём сопутствовала удача и его, как знатока бразильских культов, стали почитать волшебником , которого не может убить ни пуля, ни мачете, ни нож, ни бритва, ни змеиный яд. Он и сам любил похвастаться подвигами, демонстрируя многочисленные шрамы*, воспевая себя и поддерживая сложившуюся в народе легенду.

С 1950х годов и до конца жизни (26 августа 1997 года) Кайсара устраивал фольклорные выступления для туристов в Бельведере да-Се , руководил рода на главной площади Сальвадора – Пелоринью, и представлял капоэйру во время грандиозных городских фестивалей. Как выдающийся мастер он стремился сохранить дух старой воинственной капоэйры: Капоэйры ди-Ангола**.


*У Кайсары было 27 шрамов и у каждого из них была невероятная история, наиболее известная стала основой популярной песни «Cobra mordeu Caiçara».

**Капоэйра представляемая Кайсарой называлась «ди-Ангола» и отличалась от паштиньевской «Анголы». Его ученики играли быстро, стоя на ногах, дрались на улицах и ринге, а во время представлений делали акробатику, демонстрируя силу, гибкость и ловкость.

ТРАИРА


Жоау Рамос ду-Насименту (João Ramos do Nascimento) по прозвищу Траира (Traíra или Taraíra из тупи «маленькая рыба», «рыбёшка») родился в 1925 году в Кашуэйре. Основы капоэйры осваивал под началом Жувенсиу в Сан-Феликсе. В 1940х годах переехал в Сальвадор-Баия, уже тогда Траира считался хорошим капоэйристом, но не смотря на признанное мастерство он продолжал учиться, в основном у Валдемара и у Сечи Моласа.

Траира был скромен и трудолюбив, он постоянно совершенствовал движения, приёмы, уловки, его капоэйра завораживала зрителей. Однако в историю капоэйры он вошёл благодаря музыкальным способностям, в частности – грампластинке, ставшей непревзойдённым эталоном музыки Капоэйры Ангола*.


*Грампластинка «Capoeira da Bahia» была записана Траирой совместно с Кобриньей Верди и Гату Прету в 1962 году.

КАНЖИКИНЬЯ


Вашингтон Бруно да-Сильва (Washington Bruno da Silva) – сын Жозе Бруно да-Сильва и Амалии Марии да-Консейсау, родился 25 ноября 1925 года. С детства он проявлял любовь к музыке и прозвище Канжикинья (Canjiquinha, порт. «мамалыга») получил в честь популярной песни «Canjiquinha Quente»*. С капоэйрой Канжикинья познакомился в 1935 году, в низине Байша ду-Тумбо в Матату Пекену, что в районе Бротас , где проходила рода под руководством Раймунду Аберре.

После первых 7-8 лет обучения Аберре отправил Канжикинью познавать капоэйру самостоятельно в «вадиасау», играя в разных рода, слушая и наблюдая, перенимая то, что ему нравится и отвергая прочее**. Канжикинья тренировался часами напролёт, оттачивая технику движений, упражняясь с беримбау, а также изучал фольклорные песни и танцы.

В 1950 году видя талантливого капоэйриста Паштинья пригласил его к себе в школу Капоэйра Ангола, сделав тренером и помощником мастера (contra-mestre). Через пару лет Канжикинью признают мастером и он открывает собственную академию, а также организует фольклорную группу***.

Благодаря обаянию, музыкальным способностям, богатому репертуару, зрелищной капоэйре, многочисленным выступлениям на фестивалях, демонстрациях, съёмках в художественных фильмах****, Канжикинья становится широко известен во всей Бразилии. Однако несмотря на успешную карьеру артиста с 1973 года он прекращает выступать, целиком и полностью посвящая себя преподаванию. Популяризируя капоэйру и поддерживая её распространение по всей стране он с радостью и без утайки делился своими знаниями, помогая новому поколению капоэйристов. После смерти Бимбы именно Канжикинья стал путеводной звездой для молодых мастеров*****.

На исходе лет Канжикинья записал грампластинку «Capoeira» (совместно с Валдемаром, Суассуной, Жени, Итапуаном, Эзикиелем, Анилтоном), и издал книгу «Радость Капоэйры». Умер он в полном расцвете сил и славы 8 ноября 1994 года.


*Канжикинья – это бразильское блюдо из кукурузной муки с мясом. Песня «Canjiquinha Quente» была написана Роберто Мартинсом и выйдя в 1937 году стала невероятно популярной.

**Набираясь опыта, посещая различные рода города, Канжикинья познакомился с Жеральду Шапелейро , который стал наставником молодому капоэйристу, начал обучаться игре на беримбау у Зеки ду-Уругвай, а также подружился с Валдемаром.

***Канжикинья участвовал в бразильских турне с мастером Паштиньей, а когда открыл собственную фольклорную группу «Conjunto Folclórico Aberrê Bahia», то одним из первых начал демонстрировать не только капоэйру, но также макулеле, самбу-ди-рода, самба-ди-кабокло, пушада ди-реджи, а также танцы ориша. Он был одним из немногих мастеров, кто сотрудничал с министерством туризма и оттого имел возможность свободно и активно выступать по всей стране.

****Фильмы в которых Канжикинья принял участие: «O Pagador de Promessas» (1962), «Barra Vento» (1962), «Capitães de areia» (1971), «Senhor dos Navegantes» (1964), «Operação Tumulto» (1973), «A moça Daquela Hora» (1973).

*****Канжикинья воспитал таких мастеров как Пауло дос-Анжос и Бразилиа, кроме того оказал огромное влияние на Луа Расту, Суассуну - учеников Бимбы; и Жени - первую женщину, признанную мастером.