МАСТЕРА КАПОЭЙРЫ

ЛЕГЕНДЫ И ИСТОРИИ

МАНДУКА-ДА-ПРАЙЯ

Мануэль Алвес да Сильва (Manoel Alves da Silva), по прозвищу Мандука-да-Прайя (Manduca da Praia, порт. «Мануэль с Пляжа»), родился в Рио-де-Жанейро в 1820-30х гг. Он был уважаемым человеком, сеньором из высшего общества, что отнюдь не мешало ему быть отъявленным хулиганом и головорезом, отменно владеющим тяжёлой тростью*. Мандука-да-Прайя считался ловким, сильным капоэйристом, хотя и не поддерживал традиции капоэйры: не устраивал рода, никого не обучал и сам особо не играл капоэйру, применяя её только в драках.

В те времена публичная демонстрация капоэйры на улице – в рода, под песни и музыку во время народных гуляний считалась забавой мальчишек, новичков в капоэйре, но никак не занятием уважаемых капоэйристов. Взрослая же «мужская» капоэйра была единоборством, средством выживания в жестоком криминализированном обществе.

В 1850х гг. Мандука-да-Прайя возглавил банду Санта-Лузия** и с тех пор не раз участвовал в уличных беспорядках и городских баталиях, выходя из всех драк живым и невредимым. На него было заведено несколько десятков уголовных дел, однако благодаря высокому социальному положению и покровительству он всегда избегал наказания.

В 1880-90х гг. легендарного капоэйриста не стало.

Мануэль Алвес да Сильва (Manoel Alves da Silva), по прозвищу Мандука-да-Прайя (Manduca da Praia, порт. «Мануэль с Пляжа»), родился в Рио-де-Жанейро в 1820-30х гг. Он был уважаемым человеком, сеньором из высшего общества, что отнюдь не мешало ему быть отъявленным хулиганом и головорезом, отменно владеющим тяжёлой тростью*. Мандука-да-Прайя считался ловким, сильным капоэйристом, хотя и не поддерживал традиции капоэйры: не устраивал рода, никого не обучал и сам особо не играл капоэйру, применяя её только в драках.

В те времена публичная демонстрация капоэйры на улице под песни и музыку считалась забавой мальчишек, новичков в капоэйре, но никак не занятием уважаемых капоэйристов. Взрослая же «мужская» капоэйра была единоборством, средством выживания в жестоком криминализированном обществе.

В 1850х гг. Мандука-да-Прайя возглавил банду Санта-Лузия** и с тех пор не раз участвовал в уличных беспорядках и городских баталиях, выходя из всех драк живым и невредимым. На него было заведено несколько десятков уголовных дел, однако благодаря высокому социальному положению и покровительству он всегда избегал наказания.

В 1880-90х гг. легендарного капоэйриста не стало.



*Палка, трость (бенгала или петрополис) – это главное оружие капоэйристов с начала XIX века, что связано с популярной традицией фехтования на палках широко распространённой как среди африканцев, так и среди португальцев. Соревнования, игры и драки на палках часто сопровождали народные гуляния и праздники. К тому же палка, как нелетальное оружие, служила эффективным средством самообороны и позволяла разрешать серьёзные уличные конфликты без смертоубийства. Продолжая старую традицию капоэйристы XX века часто использовали беримбау, в качестве оружия – дубины или копья.

Кинжал, стилет, нож, бритва хоть и считаются оружием капоэйры, были привнесены из цыганской ножевой культуры во второй половине XIX века, когда началась массовая миграция европейских цыган.

**В первой половине XIX века на улицах бразильских городов было крайне неспокойно. Независимость страны привела к политической нестабильности, затяжному экономическому кризису и как следствие сильному социальному напряжению. Чтобы выжить в эти суровые времена люди (мужчины) начали объединяться в группы и союзы – мальта (malta), каждая из которых защищала свой район, обеспечивая некий порядок. Нередко они поддерживались политиками, коммерсантами и полицией.

Возрастающие расистские и националистические настроения привели к тому, что в Рио-де-Жанейро к середине XIX века группы консолидировались в два крупных союза или «нации»: нагоа – союз окраин, в которых состояли преимущественно африканцы и их потомки (Santa Luzia, São José, Lapa, Santana, Moura, Bolinha de Prata и других); и гаямун – союз центральных районов, куда вступали исключительно креолы, метисы и иммигранты (São Francisco, Santa Rita, Ouro Preto, Marinha, São Domingos de Gusmão и более мелких). У каждой нации были свои отличительные черты и особенности: на исходе они имели сложную систему кодификации в одежде, у них были флаги и гербы, девизы, ритуалы, более того они начали выходить за пределы своих районов и практически превратились в подобие рыцарских орденов. Первоначально капоэйра использовалась членами нагоа, она передавалась как часть традиции африканцев. Признанные капоэйристы, «мастера ремесла» (mestre do ofício) проводили занятия, обучая новичков и детей («caxinguelês» и «carrapetas») азам техники боя без оружия и с оружием (сперва палкой, а уже затем ножом и бритвой). Но к концу XIX века капоэйра как единоборство стала популярна и среди гаямунов.

Carousel imageCarousel imageCarousel image

НАСИМЕНТУ ГРАНДЖИ

Жозе Антониу Насименту да Сильва Триндаджи (José Antonio Nascimento da Silva Trindade) родился в 1842 г. в Ресифи (штат Пернамбуку). За огромный рост (под два метра) и крепкое телосложение он получил прозвище Гранджи (Grande, порт. «Большой»).

Насименту Гранджи был силён и ловок, он не упускал возможности подраться, за что прослыл бравым бойцом и злостным хулиганом. Умело уклоняясь от атак (даже от пуль) он сбивал своих противников на землю. Его главным оружием были удары ногами и тяжёлая железная трость. Городские задиры часто бросали вызов знаменитому капоэйристу*, но всегда оказывались биты.

До 1900х гг. Насименту Гранджи активно участвовал в политической жизни города и, пользуясь покровительством политиков, держал игорный дом, а также салон для танцев (для вульгарного и запрещённого машише**). Однако со сменой правящей элиты благосклонность к старому уличному авторитету пропала, и в 1910х гг. он решает переехать в Рио-де-Жанейро. Там, недалеко от столицы, в местечке под названием Жакарепау Насименту Гранджи проживает тихую и спокойную старость. Умер он в 1936 г.


*До 1890х гг. термин «капоэйра» был региональным и применялся только в Рио-де-Жанейро. Потому в истории капоэйры XIX века нередко могут возникать сложности с определением капоэйры и капоэйристов, особенно в регионах (например, в Пернамбуку или в Баийе).

**Машише, матчиш или «бразильское танго» – городской парный танец, представляющий собой смесь польки и лунду, возникший во второй половине XIX века в Рио-де-Жанейро. Движения машише носят откровенный эротический характер, за что он долгое время порицался в высшем обществе и даже находился под запретом.

СИРИАКО МАКАКУ

Франциску да Сильва Сириако (Francisco da Silva Cyríaco), более известный как Сириако Макаку* (Cyríaco Macaco, порт. «Сириако Обезьяна»), родился примерно в 1871 г. в Кампусе , что в штате Рио-де-Жанейро. Он был крепкого телосложения, отличался хитростью, мастерством в капоэйре и фехтовании тростью**. В начале 1900х гг. Сириако Макаку работал грузчиком в порту, иногда участвовал в «боях без правил» и обучал капоэйре. Победа над дзюдоистом Сада Мияко в мае 1909 года прославила*** его, как одного из лучших капоэйристов эпохи, и привлекла внимание к капоэйре, как к национальному бразильскому виду спорта. Спустя три года после своего триумфа (19 мая 1912 года) Сириако Макаку умер.


*Иногда фигурирует прозвище Сириако Макаку-Велью, Cyríaco Macaco Velho, порт. «Сириако Старая Обезьяна».

**Свою трость Сириако Макаку называл «Santo Antônio 16».

***«Revista da Semana» от 30.05.1909: «Сириако, как всем известно, всего за пару мгновений на трибуне «Concerto Avenida» победил доселе незнающего поражений Сада Миако, инструктора по джиу-джитсу. Сириако прирождённый гений, ловкий, большой знаток капоэйражень, как и некоторые зрители хотел повторить поединок, но поражённый японец не согласился. Это в очередной раз доказывает преимущества капоэйражень, как физической дисциплины, преимущества, что стали бы ещё больше, будь состязания регламентированы и без грязных, смертельных приёмов».

Carousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel image

ТИБУРСИНЬЮ

Тибурсио Жозе ди Сантана (Tibúrcio José de Santana), по прозвищу Тибурсинью (Tiburcinho). Сын Франциску Жозе ди Сантана и Марсианы Марии ди Араужо, Тибурсинью родился в Жагуарипе, примерно в 1878 г. Он обучался батуке* у Бернанду Жозе ди Косме и был хорошо известным бойцом в своём городе.

Как и многие молодые люди в те времена, жившие в Реконкаву, он переехал в Сальвадор в поисках работы. Там на Народном Рынке Тибурсинью познакомился с капоэйрой и обучился ей. Но даже став хорошим капоэйристом он оставался прежде всего мастером батуке и макулеле. Именно эти, практически исчезнувшие, преступно забытые традиции он всеми силами старался сохранить.

Умер Тибурсинью в середине 1970х гг., а батуке (в виде самба-дуро) и макулеле живы и поныне.



*Батуке и Самба-Дуру – часть традиционной самбы, исполняемой мужчинами, где во время танца применяются удары и подсечки ногами, цель которых сбить соперника на пол. В чистом виде батуке более не практикуется – традиция была практически полностью утрачена со смертью Тибурсинью.

Тем не менее, батуке сохранился, хоть и в несколько изменённом виде, как самба-дуру в традициях редких мастеров и в капоэйре режионал (Мастер Бимба – основатель капоэйры режионал был хорошим другом Тибурсинью).

**Макулеле – воинственный танец с палками. Традиция макулеле восходит к ритуальному единоборству южноафриканских народов (прежде всего макуа и мале), в котором мужчины доказывали силу воли и бесстрашие. В Бразилию палочный бой макуа и мале попал вместе с рабами в XVII-XVIII. Однако вдали от родины макулеле пришло в упадок и к началу XX века превратилось в фольклорный танец. Непопулярная и практически забытая традиция начала возрождаться только в 1940х гг., благодаря активной деятельности Мастера Попо, его шоу-группы «Conjunto de Maculelê de Santo Amaro» и поддержке капоэйристов (прежде всего благодаря Мастеру Бимбе, который начал обучать макулеле в своей академии).

Carousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel image

САМУЭЛЬ КЕРИДУ-ДИ-ДЕУС

Самуэль Франциску Баррету ди Соуза (Samuel Francisco Barreto de Souza), по прозвищу Кериду-ди-Деус (Querido de Deus, порт. «Любимчик Бога»), родился в Сальвадоре, Баия, в 1880х гг. Кто был его мастером и когда он начал заниматься капоэйрой не известно.

Он был рыбаком и любил капоэйру как немногие. Современники считали его одним из лучших капоэйристов эпохи, да так, что даже в 1930х годах, несмотря на преклонный возраст (около 50 лет), его называют королём баиянской капоэйры.

Кериду-ди-Деус хранил и защищал традиции капоэйры, потому к нему часто обращались исследователи, этнографы, писатели и прочие представители бразильской интеллигенции. А его критика в адрес Мастера Бимбы послужила основой для разделения капоэйры на «Режионал» и «Капоэйра ди Ангола».

«Капоэйра ди Ангола» – именно так называлась демонстрация фольклорной капоэйры, которую во время Конгресса Афро-Бразильской культуры возглавил Кериду-ди-Деус (14 января 1937 года) – это первое в истории упоминание термина «Capoeira de Angola».

Хотя его учеником считается только Жувенал, он оказал сильное влияние на многих капоэйристов эпохи.

Вплоть до самой смерти (ок. 1945 гг) Кериду-ди-Деус оставался главным мастером крупнейшей рода Сальвадора: на Меркаду-Моделу во время праздника Богоматери Консейсау-да-Прайа.

Carousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel image

ПЕДРО МИНЕЙРУ

Педро Жозе Виейра (Pedro José Vieira) родился примерно в 1887 г. в Вила-Рика (ныне Оуру-Прету, штат Минас-Жерайс). К двадцати годам он прославился отменным капоэйристом и злостным нарушителем спокойствия в своём родном городе. В 1907 г. он переезжает в Баию, где у него и появилось прозвище «минейру» (mineiro, порт. «уроженец Минас-Жерайс»).

В Баии Педро Минейру обосновался недалеко от пристани Кайс-Доураду, где работал портовым рабочим. Вскоре, будучи мастером капоэйры и безрассудным храбрецом, он стал «секретным полицейским*», чья роль заключалась в обеспечении порядка на территории портового района (часто в обход закона). Собственно, все крупные происшествия начала 1910х гг. так или иначе разрешались благодаря кабесаде, растейре и ножу Педро Минейру и его товарищей. Он неоднократно попадал в участок, но выходил «сухим из воды», благодаря покровительству начальника полиции (Сеньора Алвару Кова). Однако однажды удача ему изменила.

В 1914 г., с приходом в порт торпедоносца «Piauí», улицы нижнего города захлестнула волна беспорядков. Против бесчинствующих моряков выступили капоэйристы во главе с «секретным полицейским». В результате одной из потасовок (26 декабря 1914 г.) двое моряков оказались убиты. Педро Минейру был задержан и попал на скамью подсудимых.

15 января 1915 г. во время одного из слушаний неизвестные моряки расстреляли капоэйристов из пистолета, пытаясь отомстить обидчикам. В Педро Минейру попало 3 пули и через несколько дней (18 января 1915 г.) он скончался.


*«secretas da polícia» - секрет полиции, неофициальный агент полиции. В те времена капоэйристы преследовались полицейскими и всё же полиция поддерживала некоторых хулиганов, так как обеспечить порядок в злачных и особо опасных районах было проще в обход закона: без лишней волокиты, работы и риска для самих полицейских..

Carousel imageCarousel image

АМОРЗИНЬЮ

Аморзинью или Аморзинью-да-Портела (Amorzinho da Portela, порт. «Милашка с Портела») – влиятельный капоэйрист начала XX века (1920-40х гг). Он был членом гражданской гвардии и обеспечивал спокойствие и порядок на улицах Сальвадора, при этом практиковал капоэйру и стоял во главе мастеров защитников капоэйры. До своей смерти (в 1943 г.) он был главным мастером на рода в Женгибирра, где именно под его началом возник (в 1941 г.) первый Спортивный Центр Капоэйры Ангола (CECA*).


*CECA (Centro Esportivo de Capoeira Angola) – Спортивный Центр Капоэйры Ангола – центр, созданный в попытке объединения мастеров традиционной капоэйры.

В 1910-30х гг. капоэйры пришла в упадок, что было связано с кардинальными изменениями в общественном устройстве, и дабы сохранить такую важную составляющую бразильской культуры необходимо было объединить мастеров – носителей оригинальной традиции. С этой идеей впервые выступил знаменитый этнограф Эдисон Карнейро (ещё в 1936 году), его поддержал «король баиянской капоэйры» Кериду-ди-Деус и 22 мастера рода в Женгибирра. С приходом Паштиньи это сообщество ортодоксальных мастеров стало называться «Спортивным Центром Капоэйры Ангола» (датой основания принято считать 23 февраля 1941 года), однако официальный статус (регистрацию), как Спортивный Центр, оно получило только 1 октября 1952 года.

СИНЬОЗИНЬЮ

Аженор Морейра Сампайо (Agenor Moreira Sampaio) родился в 1891 году в Сантосе, штат Сан-Пауло. Он рос в семье военного офицера и с самого детства воспитывался бойцом и атлетом, изучал сават, вольную борьбу и гимнастику. С капоэйрой он познакомился только после переезда в Рио-де-Жанейро (в 1908 году), на открытом ринге, где в те годы блистал знаменитый мастер Сириако Макаку.

Прозвище Синьозинью (Sinhozinho – порт. «маленький сеньор») Аженор Сампайо получил за высокий социальный статус и финансовую обеспеченность, благодаря которым он и мог всецело отдаваться самообразованию, физическому развитию и воспитанию.

Изучив азы капоэйры на улице Синьозинью с товарищами начал модернизировать традиционную технику, адаптируя её для проведения боёв на ринге*. Уже к 1920му году он считался непобедимым бойцом, мастером капоэйражень** и выдающимся преподавателем «бразильской гимнастики».

Сперва Синьозинью проводил занятия на заднем дворе собственного дома в Ипанеме, но с 1920 года он стал профессиональным инструктором в различных спортивных залах, в полиции, а в 1930 году и вовсе открыл собственную академию «Clube Nacional de Gymnastica» в самом центре Рио-де-Жанейро .

Ученики Синьозиньи неоднократно демонстрировали эффективность стиля*** на ринге, чем вызвали огромный интерес к капоэйре у самой широкой публики. Однако сам мастер год от года всё больше ориентировался на «бои без правил» – вале-тудо – а к 1950му году и вовсе прекратил всякое преподавание капоэйры.

Синьозинью умер в 1962 году. За свою жизнь он воспитал много выдающихся бойцов и капоэйристов, однако никто из них не стал мастером капоэйры и его наследие бесследно растворилось. Тем не менее именно благодаря Синьозинью «национальная гимнастика» стала популярным и престижным видом спорта, которым с 1920х гг. открыто занимались представители разных слоёв общества.


*Среди друзей и товарищей Синьозинью, с которыми он изучал и тренировал капоэйру в 1910х гг. стоит выделить Жайми Мартинса Феррейру (Jayme Martins Ferreira), Рафаэля Лотуса (Raphael Lothus) и Марио Алейшу (Mário Aleixo). Все они видели и развивали капоэйру как единоборство и спорт, изучая, адаптируя, дополняя и модернизируя «национальную гимнастику».

- Жейми Мартинс Феррейра – известный борец, участник боёв по правилам и без, большой любитель капоэйры. Суммируя богатый опыт спортивных выступлений и объединяя наиболее прикладные и действенные элементы кариокской и баиянской капоэйры, а также других видов борьбы, создал «Escola Típica de Agressão e Defesa».

- Рафаэль Лотус любитель капоэйры, который в 1910х гг. систематизировал капоэйру и, пользуясь методами из европейской гимнастики, модернизировал её и создал методику обучения «Escola de Ginástica Nacional».

- Марио Алейшо – первый бразильский тренер джиу-джитсу, большой знаток фехтования, савата, бокса и капоэйры, создатель методики «Savata Nacional» и «Método Ataque e Defesa», основатель школы самообороны «Escola de Defesa Pessoal».

**Capoeiragem - капоэйра, одно из официальных названий в начале XX века.

***Capoeira Utilitária.

Carousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel image

ТОТОНЬЮ-ДИ-МАРЕ

Антониу Лауринду дас Невес (Antônio Laurindo das Neves), сын Мануэля Гаспарину и Маргариды Невес, родился 17 сентября 1894 года на острове Маре. Капоэйре он начал обучаться в 1911 году, наблюдая за старыми мастерами. Таково было обучение в те времена, когда капоэйра называлась «вадиасау» (vadiação – порт. «праздное шатание»): «шатаясь» от одной рода к другой, молодые капоэйристы впитывали традицию африканцев, и сама рода, сама жизнь была им учителем.

Чтобы проверить своё мастерство на практике Антониу плавал в Сальвадор и со временем заслужил признание и прозвище «Маре» (Totonho de Maré, порт. «Тотонью с острова Маре»).

Тотонью-ди-Маре был рослым, сильным и ловким капоэйристом, и в 1930х гг. за победы в уличных боях на Кайс Доураду, считался местным чемпионом (к слову, наравне с Бимбой). Вместе с тем, в капоэйре он видел не только единоборство, но культуру, традицию и был одним из 22 мастеров основоположников Капоэйры Ангола.

До конца жизни (18.10.1974 г.) Тотонью-ди-Маре работал в доках. Он не стремился зарабатывать на капоэйре, не открывал академии, но учил «из любви к искусству», учил так, как учился сам: в «вадиасау» уличных рода во время городских праздников.

Carousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel image

БЕЗОРУ

Мануэль Энрике Перейра (Manoel Henrique Pereira), сын Жоау Матоса и Марии Аута Перейра , родился в 1895 году в киломбу Урупи – одном из бедных районов Санту-Амару, Баия. Своё прозвище – Безору (Besouro – порт. «жук» ) он получил за угольно-чёрный оттенок кожи и недюжинную силу.

Безору начал заниматься капоэйрой в возрасте около 13 лет у бывшего раба, мастера капоэйры – «Дяди» Алипио. Помимо капоэйры он учился обращаться с мачете – это был важный навык для жизни и работы в Санту-Амару – центре сахарной промышленности Бразилии. Какое-то время Безору подрабатывал на фазендах и сахарных плантациях, коих в регионе было множество. Но в возрасте около двадцати лет он решил попытать счастья в большом городе – Сальвадоре.

Переехав Безору смог устроиться на службу в Национальную Армию, солдатом, чья работа заключалась в охране правопорядка. Однако бунтарский дух и молодецкая удаль не давали ему покоя. Безору активно участвовал во всяком бардаке и дебоше, за что получил признание среди сальвадорских мастеров капоэйры и задир, а многочисленные драки с полицейскими довольно скоро сделали его народным героем, который в крайне непростые времена открыто боролся за справедливость, выступал в защиту бедняков и пытался сломать старые рабовладельческие устои.

Безору был неуловим, а потому ему многое сходило с рук. Но после разгрома полицейского участка в Сан-Каэтано в сентябре 1918 года, куда он вовлёк своих сослуживцев из 31 Пехотного Батальона, личность Безору была раскрыта*. Вскорости его уволили из армии за «моральную недееспособность» (8 ноября 1918 г.) и, осудив за причинение вреда здоровью полицейского, объявили в розыск (23 мая 1919 г.) – сам Безору к этому времени уже покинул Сальвадор и обосновался на фазенде Санто-Антонио-ду-Рио-Фунду в Санту-Амару, где и прожил оставшуюся жизнь, работая на Жозе Антониу Родригеса Тейшейру.

Скрываясь от полиции легендарный капоэйрист всё же продолжал устраивать конфликты и ввязываться в драки, нередко с толпой недругов, нередко с оружием в руках. Безору хорошо фехтовал, был ловок и силён, а потому ему сопутствовала удача: из любых передряг он всегда выходил невредим. Народная молва даже начала приписывать ему «неуязвимость» или «закрытое тело**». Когда и сам Безору уверовал в эту мистическую защиту, он потерял бдительность.

Безору недооценил юного противника, решив преподать ему урок, и получил удар ножом в живот. Спустя два дня – вечером 08 июля 1924 года – Безору умер.

Безору умер, однако легенда о нём продолжила жить. После смерти его история обросла деталями и мифами, он превратился в сказочного персонажа – Безору Кордау-ди-Оуру *** – в чьём образе нашли отражение жизни многих капоэйристов той эпохи.


*Разгром полицейского участка в Сан-Каэтано, в Сальвадоре, произошёл из-за попытки вернуть конфискованный беримбау. Капоэйра, как и некоторые другие элементы африканской культуры, считалась нелегальными занятием вплоть до 1930-40х гг. Потому хранение или ношение любых предметов, относящиеся к ней (например: беримбау, атабаке и пр.) могли расцениваться, как хранение или ношение оружия.

Безору решил помочь своим товарищам, но ни добрым словом, ни деньгами получить беримбау обратно не удалось, и в ход пошла грубая сила.

**Легенда Безору невозможна без мифа о «закрытом теле» .

Защитная магия, такая как «закрытое тело», была широко распространена в центральной Африке и, вместе с рабами, она попала в Бразилию, где продолжала практиковаться среди целителей, колдунов и капоэйристов, которые часто становились защитниками африканских традиций, культов и религий.

Благодаря знаниям африканской магии – манджинга , Безоро был способен увернуться от любого удара, от любого нападения и ни один нож, ни одна пуля не могли причинить ему вреда, а в момент опасности он мог бесследно исчезнуть или улететь, превратившись в большого чёрного жука.

***Многие капоэйристы прошлого прибегали к «закрытию тела». Они носили специальные амулеты, что содержали сильные молитвы, оберегающие владельца от любых неприятностей и особенно от оружия (у Безору амулет был на «золотой цепи», за что его прозвали Кордау-ди-Оуру). Эту защитную магию, согласно поверьям, можно было обойти только специальным оружием из тикового дерева (тикум или тукум), которым якобы и был убит Безору.

Carousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel image

АБЕРРЕ

Антониу Раймунду Арголу (Antônio Raimundo Argolo), известный как Аберре (Aberrê или ABR), родился 6 августа 1895 года в Сальвадоре. В 1910-1912 гг. Аберре обучался капоэйре у Антониу-ди-Нороньи (Antônio de Noronha), а с 1920х был организатором рода в низине Матату-Прету. Он был дружен с Кериду-ди-Деус и Бимбой, а его учениками считаются Канжикинья, Кайсара и Паштинья*.

В сентябре 1942 г., играя капоэйру, Аберре умер.


*То что Паштинья был учеником Аберре говорит ряд мастеров той эпохи (Канжикинья, Кайсара, Валдемар). Существует и другая версия, что Паштинья был учителем Аберре (в 1910-1912 гг), однако она основывается только на свидетельствах самого Паштиньи, ничьих более, и имеет настолько серьёзные противоречия, что кажется маловероятной (подробнее в заметке про Паштинью).

БАРБОЗА

Барбоза (Barbosa) родился примерно в 1890х гг. в Сальвадоре. Его полное имя в истории не сохранилось.

Барбоза жил на улице Кабеса и работал грузчиком на рынке, что на площади Дойс-ди-Жулью. В 1930-50х гг. он был известным капоэйристом и уважаемым мастером, что впечатлял своей игрой, техникой, и очаровывал пением. Барбоза был частым гостем у Кобриньи-Верди и Валдемара, но своей академии открывать не хотел, предпочитая обучать в традиционном «вадиасау». Одним из его учеников был Жоау Пекену.

Умер Барбоза в 1970х гг.

БУГАЛЬЮ

Эдмунду Жоакин (Edmundo Joaquim), из-за выпученных глаз прозванный Бугалью (Bugalho, порт. «глазное яблоко»), был выдающимся мастером беримбау: с середины 1930х гг. участвовал во всех самых значимых рода Сальвадора. Он был близок с Кериду-ди-Деус и Валдемаром, непременно присутствуя в оркестре последнего.

Как и у многих мастеров эпохи вадиасау у Бугалью не было академии. Днём он работал грузчиком, а в свободное время по вечерам обучал желающих (в основном на пристани Меркаду-Моделу или на пляже Прегиса). Среди его учеников стоит отметить Пеле-да-Бомба .

Примерно в 1970х гг. Бугалью не стало



Carousel imageCarousel imageCarousel image

ЗУМА

Аннибал З. М. Бурламаки (Anníbal Z. M. Burlamaqui) известный как Зума (Zuma), родился в 1898 году в Рио-де-Жанейро. С детства он изучал бокс, сават, капоэйру и в 1920х гг. активно участвовал в боях «без правил».

Зума стремился популяризировать капоэйру как вид спорта. Он систематизировал технику «национальной гимнастики» и разработал правила состязаний («Gymnastica Nacional (Capoeiragem): Metodizada e Regrada»), которыми в последствии пользовались многие бойцы (Синьозинью, Бимба, в том числе и сам Зума).

В 1930х годах Зума завершил свою спортивную карьеру и до конца жизни (18 августа 1965 года) прожил вдали от капоэйры.

Carousel imageCarousel imageCarousel image

БИМБА

Мануэль дус Рейс Машаду (Manoel dos Reis Machado), сын Луиза Кандиду и Марии Мартиньи ду Бонфим , родился 23 ноября 1899 году в Сальвадоре. Капоэйре начал обучаться в возрасте 12 лет на Эстрада дас Боядас у мифического африканца по имени Бентинью . Как и многие капоэйристы тех лет Бимба был дебоширом и любил подраться, не упуская любой возможности (из-за чего и получил прозвище bimba, т.е. «тот, кто бьёт»). Мастером он стал в 1918 году и к нему начали приходить как к выдающемуся бойцу, желая научиться капоэйре, как единоборству.

В 1920х годах среди учеников Бимбы появилась «золотая молодёжь»*, увлечённая модной «национальной гимнастикой**». В 1932 году, заручившись поддержкой своих влиятельных учеников, Бимба открывает первый в Баие зал для занятий капоэйрой. Он оставляет регулярную работу в доках и начинает обучать профессионально. Как раз в это время происходит формирование, классификация технического арсенала, разработка методов обучения и создание курса «борьбы баиянского региона» (или «региональной капоэйры») .

Продвигая собственную школу Бимба всегда подчёркивал боевой аспект капоэйры, но и культурный не упускал***. Он и его ученики выступали на ринге в боях без правил , проводили показательные выступления на сцене , участвовали в фольклорных фестивалях, устраивали уличные рода . И именно благодаря Бимбе к 1950м годам капоэйру признали во всём её многообразии .

В 1950-60х годах школу Бимбы проходит множество важнейших мастеров эпохи, таких как Сенна, Аккордеон, Вермелью, Саси, Итапуан, Освалдо, Суассуна, Камиза Роша и Камиза, Гату (который Фернанду Альбукерке) и братья Флорес. С ними капоэйра не только окрепла и прочно вошла в культуру региона, но и начала активно распространяться по всей Бразилии и даже выходить за её пределы – в Европу и Соединённые Штаты Америки.

Бимба внёс огромный вклад в сохранение и распространение капоэйры, став самым влиятельным мастером за всю её историю. Однако местное министерство культуры не признавало заслуг Бимбы****. И он, разочарованный несправедливой политикой, решает уехать в другой город, где его работу ценили непредвзято, по достоинству – в Гоянию*****. Однако обосноваться на новом месте Бимба не успел: спустя несколько месяцев после переезда он умер (5 февраля 1974 года).


*Среди первых таких учеников Бимбы были Гуапоре Жоакин де Араужо Лима (Joaquim de Araújo Lima), Руй Гувейра (Rui Gouveia), Жозе Сиснанду (José Sisnando), Анжелу Деканио (Ângelo Augusto Decanio Filho).

**Национальная гимнастика – это капоэйра, которую пытались популяризировать кариокские мастера. Они представляли капоэйру как вид спорта, аналогичный английскому боксу или французскому савату. И когда в 1928 году Бурламаки публикует книгу «Национальная Гимнастика (Капоэйражень): Методы и Правила» («Gymnastica Nacional (Capoeiragem): Metodizada e Regrada») необходимость разделения на капоэйры на «столичную» и «региональную» становится очевидной. Именно этим (1928) годом и датируется «создание» «региональной капоэйры».

***Бимба никогда не упускал культурный аспект капоэйры. Напортив подчёркивал, что региональная, т.е. баиянская капоэйра, в отличие от кариокской, имеет игровые и театральные элементы, а также тесно связана с музыкой. Бимба был одним из лучших музыкантов и певцов капоэйры, но будучи представителем «старой школы», он видел в капоэйре прежде всего уникальную борьбу – «борьбу баиянского региона» («Luta Regional Bahiana» – именно таково официальное название его метода). Бимба стремился сохранить наследие прошлого, противопоставляя свою школу с одной стороны «национальной гимнастике», с другой – популярной в 1920-30х годах практике «вадиасау», в которой единоборство начало превращаться в театральный танец.

****В 1967 году в министерстве культуры Сальвадора появился специальный отдел туризма (SUTURSA). Его задачей было урегулирование и организация представлений народной баиянской культуры. Данная организация активно поддерживала мастеров «истинной», «неискажённой» капоэйры, так называемой «Капоэйры Ангола», и в первую очередь главного идеолога – Паштинью (помимо рекламы, он получал гранты, премии и пенсию). В 1968 году Паштинью за вклад в сохранение и развитие капоэйры признают заслуженным деятелем культуры, и помимо обширной рекламы, ему выделяют гранты и выплачивают ежемесячную пенсию. На этом фоне, когда у Бимбы возникают финансовые трудности ему, в отличие от Паштиньи, муниципалитет не оказывает абсолютно никакой поддержки. Более того, многие ученики Бимбы отвернулись от него.

*****В 1968 году благодаря деятельности Освалдо ди Соуза – ученика Бимбы – капоэйра приобрела широкую известность и популярность в Гоянии. Когда в 1970 году Мастер приехал в Гоянию на выпускной первой группы, окончившей курс, он был очарован успехом капоэйры. Освалдо видя бедственное положение Бимбы решил помочь ему, предложив работу и даже переезд. Впоследствии он оплатил дорогу Мастера, его семьи и фольклорной группы, выделил время в своей академии и передал ему часть своих учеников.


Carousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel image

ПАШТИНЬЯ

Висенчи Феррейра Паштинья (Vicente Ferreira Pastinha) родился 5 апреля 1889 года в Сальвадоре, Баия. Будучи единственным сыном отнюдь не бедствующего испанского иммигранта , он получил хорошее образование и профессию в военно-морском флоте .

Вероятно, Паштинья и прежде сталкивался с капоэйрой, но активно заниматься ей он начал лишь в зрелом возрасте. Его учителем стал друг детства и крёстный брат – Аберре. Капоэйра настолько увлекла Паштинью, что он посвятил ей всё свободное время, и уже в 1941 году принял участие в рода мастеров в Женгибирра. Несмотря на почтительный возраст, он обладал подвижностью тела и живостью ума, так что в скором времени его признали одним из мастеров «защитников капоэйры».

Обучать капоэйре Паштинья начал в 1944 году. В отличии от многих других мастеров эпохи он видел в капоэйре не борьбу, а инструмент для воспитания личности. Развивая и совершенствуя эту идею на протяжении десятилетия он создал уникальную школу, получившую название Капоэйра Ангола*.

Капоэйра Ангола как физическая культура и, более того, как проявление национального фольклора очаровала новую бразильскую интеллигенцию**. И благодаря хорошему знакомству с влиятельными общественными деятелями Паштинья смог заручиться поддержкой министерства культуры штата, получить финансирование и возможность популяризировать собственное творение***.

12 ноября 1981 года Паштиньи не стало, но за 30 лет усердной работы он оставил десятки мастеров, учеников и последователей, сохраняющих его наследие****.


*Паштинья начал обучать капоэйре в 1944 году, но лишь в 1955 году открыл собственную академию. Для проведения занятий, рода и шоу он приглашал к себе в помощники талантливых капоэйристов и мастеров, объединяя различные линии преемственности и создавая Капоэйру Ангола. Помимо самого Паштиньи на эту школу огромное влияние оказали Кобринья Верди и Валдемар.

**Среди бразильской интеллигенции стоит особо выделить таких покровителей Паштиньи как Жоржи Амаду, Уилсон Линс, Карибе, Пьерре Вержер.

***В 1950-60е годы в Бразилии происходит формирование национальной идентичности. Интеллигенция (особенно в Баие) активно интересуется местным фольклором и вдохновляется африканскими традициями. Мастера капоэйры желая заработать открывают академии и шоу. Конкурируя друг с другом они подчёркивают традиционность своей капоэйры и пытаются обозначить связь с Африкой, с Анголой, через мифологию, ритуалы, музыку, форму одежды, цвета, и т.п. Паштинья был самым первым и самым успешным мастером, эксплуатировавшим образ «истинной капоэйры».

****Под руководством Паштиньи мастерами стали Бока Рика, Курио, Бола Сечи, Жилду Алфинечи и многие другие, но отдельно стоит выделить Жоау Пекену, Жоау Гранджи и Валдомиру Малвадезу, возглавивших академию ещё в середине 1960х годов. Кроме того, Паштинья оказал огромное влияние и на других мастеров, даже на учеников Бимбы, желающих познакомиться с «аутентичной формой борьбы, привезённой африканцами».

Carousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel image

МАДАМ САТАНА

Жоау Франциску дос Сантос (João Francisco dos Santos), сын Мануэля Франсиску и Фирмины Терезы да Консейсау , родился 25 февраля 1900 г. в Пернамбуко. В 1908 году он бежал в Рио-де-Жанейро, где будучи беспризорником попал в криминальную среду. Там, в подворотнях Лапа Жоау познакомился с Сечи Короасом , который обучил мальчишку ремеслу маландру*.

Жоау получил прозвище Мадам Сатаны (Madame Satã) из-за экстравагантного женского наряда, благодаря которому вводил в заблуждение и грабил неосторожных мужчин**, ищущих лёгких развлечений на ночных улицах Рио-де-Жанейро.

Запоминающееся имя, необычная внешность, вызывающее поведение, постоянные драки и потасовки (в том числе с полицейскими***) сделали Мадам Сатану колоритным персонажем городских баек и анекдотов. Но широкую известность и популярность**** ему принесло интервью в газете «O Pasquim» , вслед за которым, закрепляя медийный успех, вышли мемуары «Memórias de Madame Satã» и фильм «A Rainha Diaba» .

12 апреля 1976 Мадам Сатана умер. Его похоронили в типичном наряде маландру: в элегантном костюме, со шляпой и двумя красными розами.


*Улицы бразильских городов в начале XX века, особенно в Рио-де-Жанейро и Сальвадоре, были полны воров, мошенников и прочих преступных элементов. Окраины являли собой мир негодяев – маландру, ведущих богемный образ жизни, не желающих работать и живущих за счёт обмана добропорядочных граждан. И как типичный маландру Мадам Сатана был ловким бойцом и мастером обращения с бритвой (по легенде в подошве его обуви было скрыто лезвие), он любил подраться и как нарушитель спокойствия, дебошир, вор и убийца провёл в тюрьме 27 лет и 8 месяцев. Мадам Сатана числится капоэйристом, учеником Сечи Короаса, но достоверные факты его деятельности в капоэйре отсутствуют (тем более как мастера).

**«Мадам Сатана» – фильм Сесиль ДеМилль , вышедший в 1930 году. Подражая героине фильма Жоау переодевался в Мадам Сатану, чтобы соблазнять мужчин и заманивать их в укромные места для совершения разбоя. Сам Жоау однако утверждал, что его прозвище возникло из-за экстравагантного наряда в одном из шоу трансвеститов (в 1938 году).

***Становление первой республики требовало укрепления института власти. В те времена полиция принимала неоправданно жестокие меры, чем вызывала ненависть со стороны простого народа и в молодом бразильском фольклоре стали появляться герои, как Мадам Сатана, Безору, Лампиау, ищущие справедливости и пытающиеся дать отпор полицейскому произволу.

****Мадам Сатана активно способствовал становлению собственной легенды. Он придумывал и распространял мифы, замалчивал и искажал факты, оправдывая свою преступную деятельность и создавая образ невинной жертвы (в том числе в интервью и мемуарах).

Carousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel image

ОНСА ПРЕТА

Онса Прета (Onça Preta, порт. «Чёрный Ягуар») – в миру Сисерру Навару (Cícero Navarro) – родился в 1909г. в Сальвадоре. Когда и с кем он начал заниматься капоэйрой не известно, но уже в 1930х гг. славился хорошей капоэйрой.

На его становление, как мастера, большое влияние оказали Аберре и Кериду-ди-Деус. Не смотря на молодой возраст в 1930-40х гг. Онса Прета был одним из хранителей Капоэйры Ангола. Он не открывал академии, не устраивал шоу*, но регулярно проводил рода в Пау Миуду и Алту-дас-Помбас.

После переезда в Рио-де-Жанейро (в 1959) Онса Прета очень сильно повлиял на местных капоэйристов. Будучи представителем «старой гвардии» он помогал развиваться молодым мастерам**, благодаря чему начала формироваться современная капоэйра, где новые методы обучения объединились с традицией.

Вплоть до 1982 г. Онса Прета считался одним из лучших капоэйристов, но в середине 1980х гг. он ушёл из капоэйры, и вдали от неё прожил до самой смерти (в 2006 г.).


*«Шоу» - это место, где проводятся платные показательные выступления для туристов, часто академия или хижина (барак).

**Онса Прета был одним из мастеров академии «Filhos de Angola» , открытой в Рио-де-Жанейро в 1960 г. Он поддерживал многих капоэйристов, а среди учеников такие известные мастера как Рок и Инауа (Inauá), обучивший Кинг-Конга (King Kong) и Клаудиу Сау-Бенту (Cláudio São Bento).

Carousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel image

НОРОНЬЯ

Даниэл Котинью Норонья (Daniel Coutinho Noronha) родился 3 августа 1909 г., капоэйрой начал заниматься в 8 лет у мастера Кандиду-да-Коста, по прозвищу Кандиду Пекену. С 1920х гг. Норонья участвовал во всех крупных рода Сальвадора и окрестностей. Он был одним из мастеров организаторов рода на склоне Ладейра-да-Педра, в Женгибирра, и принимал активное участие в формировании и становлении Капоэйры Ангола*.

Незадолго до смерти (17.11.1977) Норонья создаёт манускрипт «ABC da Capoeira Angola» («Азбука Капоэйры Ангола»), являющийся уникальным свидетельством становления «современной» капоэйры.


*До 1920х годов капоэйрой занимались больше как средством самозащиты, она была занятием хулиганов, которые умели драться – «бардак» (по Норонье). Её яркими представителями были Педро Минейру и Безору. Но развитие общества привело к отмиранию такой формы единоборства и дабы капоэйра не исчезла мастера из Жингибирра – «защитники капоэйры», пытались внедрить её в популярную традицию региона, переосмыслив практику «праздного шатания» – вадиасау. Они регулярно устраивали рода во время уличных гуляний и популярных фестивалей, демонстрируя не жестокость, а мастерство, силу и ловкость. Именно тогда и именно они заложили основы Капоэйра Ангола: отсутствие жестокости, несерьёзность (игривость), театральность жестов, музыкальность. Но до 1950х годов капоэйра всё ещё представляла собой разрозненные традиции мастеров. И лишь благодаря деятельности Паштиньи эти традиции смогли объединиться и оформиться в более-менее единую школу.

Carousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel image

ЖУВЕНАЛ

Жувенал Эрменежилду да Круз (Juvenal Hermenegildo da Cruz) родился в 1910-1915х гг. Капоэйре учился в доках Кайс Доураду и с середины 1930х гг. считается лучшим учеником Мастера Кериду-ди-Деус.

Жувенал участвовал в драках на улице, в состязаниях на ринге и в фольклорных демонстрациях. Как и многие капоэйристы прошлого он работал грузчиком, а капоэйрой занимался в часы отдыха и обучал всех, кто хотел научиться его искусству.

С 1940х гг. Жувенал проводил рода на Кайс-Доураду, он же отвечал за традиционную рода на Меркаду-Моделу во время праздника Богоматери Консесайо-да-Прайа, собиравшую лучших капоэйристов всего Реконкаву. Он был частым гостем у Кобриньи-Верди в Шаме-Шаме и у Валдемара в Корта-Брасу.

Несмотря на популярность Жувенал исчез из истории капоэйры в начале 1950х гг.

Carousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel image

КОБРИНЬЯ ВЕРДИ

24 октября 1912 года в Санту-Амару родился Рафаэль Алвес Франса (Rafael Alves França). Он был племянником знаменитого Безору, но учиться капоэйре начал только после переезда в Сальвадор в начале 1930х годов. Его мастерами стали капоэйристы рода в Перипери , прежде всего Сири-ду-Манги, Канариу Парду и Дозе-Оменьс. Низкорослый и худощавый, он был ловок и проворен, а также хорошо владел холодным оружием*, за что и получил прозвище Кобринья Верди (Cobrinha Verde, порт. «Зелёная Змейка»).

В 1937 году Кобринья Верди возглавил рода в Курва Гранди, а после переезда в Амаралину – в районе Шаме-Шаме. Он не открывал академии, обучая на заднем дворе своего дома**.

Кобринья Верди был частым гостем у Валдемара и Паштиньи. В 1960х годах из-за плохого здоровья он перестал играть капоэйру, но остался влиятельным мастером: как большой знаток фольклора, красноречивый рассказчик, поэт и музыкант он наполнил капоэйру мифами и волшебством***.

12 мая 1983 года Кобринья Верди умер, а его капоэйра продолжилась в учениках: Гату Прету, Бон Кабриту и Жоау Гранди.


*Кобринья Верди, как и многие другие уроженцы Санту-Амару, хорошо владел мачете и был любителем игры с ножом в капоэйре. Его прозвище также является отсылкой к ножу или бритве, чей «змеиный укус не вылечит ни один доктор».

**Академией Кобриньи Верди «Dois de Julho» – был задний двор его дома в Шаме-Шаме, где проводилась тренировки и рода.

***Кобринья Верди рассматривал капоэйру как ритуальное действо, связывая с местными верованиями и религиями. В игре он использовал театральные жесты и так называемую «манджинга». Кобринья Верди сочинил много баек как о собственной жизни, так и о жизни других мастеров, но наиболее известное его творение – Легенда о Безору.


Carousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel image

СИЗНАНДУ

Жозе Сизнанду Лима (José Cisnando Lima) родился 9 октября 1914 года в Санта Розе . В возрасте около 18 лет Сизнанду приехал в Сальвадор на учёбу и как большой любитель боевых искусств хотел познакомиться с «национальной гимнастикой». В поисках мастера он обошёл традиционные рода и в Курузу встретил Бимбу.

Сизнанду начал изучать капоэйру под руководством Мастера и стал не только лучшим учеником, но и другом, который помог организовать академию, составить методику* и широко разрекламировать школу Бимбы**. В 1936 году Сизнанду получил белый платок***, однако вскоре ушёл из капоэйры, полностью посвятив себя медицине.


*Сизнанду имел хорошее образование и опыт в других единоборствах. Он вдохновил Бимбу на «модернизацию» обучения капоэйры на манер дзюдо или каратэ, и придумал оригинальное название для этой методики, подчеркнув разделение капоэйры на «национальную» (бразильскую) и «региональную» (баиянскую): «борьба баиянского региона» («Luta Regional Bahiana»).

**В 1932 году Сизнанду хорошо разрекламировал капоэйру в университете, набрал из студентов группу и организовал клуб «União em Apuros », ставший основой для будущей академии «Luta Regional Bahiana». Сизнанду смог продвинуть обучение «метода Бимбы» в университет и вооружённые силы (центр подготовки офицеров запаса), помог в организации боёв на ринге и демонстраций, в том числе перед губернатором штата во Дворце Правительства (в 1937 году), что поспособствовало официальной регистрации академии и признанию капоэйры, как национального вида спорта.

***В школе Бимбы для обозначения уровня мастерства использовались цветные шёлковые платки: синий – для окончившего обучение основам, красный – для прошедших курс специализации, зелёный – для оркестра, жёлтый – для помощника мастера , белый – для мастера. Из огромного множества учеников Бимбы белого платка удостоилось всего несколько человек , и первым из них был Сизнанду.

Carousel imageCarousel imageCarousel image

ВАЛДЕМАР

Валдемар Родригес да Пайшау (Waldemar Rodrigues da Paixão), также известный как Валдемар из Либердаджи, Валдемар из Корта-Брасу или из Перу Ваз. Он родился в Сальвадоре 22 февраля 1916 года, а капоэйре начал обучаться в 1936 году на рода в Перипери. Его мастерами стали Сири-ди-Манги, Канариу Парду, Талави и Рикарду с острова Маре.

В начале 1940х годов Валдемар переехал в район Либердаджи. Там, в небольшой роще, он начал проводить еженедельную рода, а в начале 1950х годов построил барак, ставший местом встречи лучших капоэйристы эпохи. Валдемар заслужил уважение как боец и знаток капоэйры, но в историю вошёл как непревзойдённый мастер беримбау.

Валдемар как музыкант и ремесленник стремился к идеальному звуку* и существенно расширил возможности беримбау, сформировав музыкальное ядро Капоэйры Ангола**. Он был сдержан и кроток, не стремился к славе, не открывал академий, не устраивал шоу, зарабатывая на жизнь исключительно изготовлением и продажей беримбау***.

Среди учеников Валдемара особенно стоит выделить Закариаса Боа Морче, Траиру, Бигодинью (Гиганчи), Жозе Кабелу Бом и Кайсару.

В начале 1970х годов из-за проблем со здоровьем Валдемар перестал регулярно играть капоэйру, тем не менее вплоть до самой смерти (в 1990 году) он пытался передать свои знания новому поколению мастеров.


*До 1940х годов для изготовления струны использовали верёвку, сплетённую из лозы-тимбо, или заборную проволоку. Валдемар был одним из первых мастеров, кто начал вырезать корд из автомобильной покрышки, популяризировав данный метод. Тонкая, но прочная и жёсткая струна позволила извлекать из беримбау больше звуков, дала глубокий, насыщенный бас и яркие консонансы, чёткие музыкальные и шумовые звуки, позволяющие использование вибрато, легато, а также штрихи.

**Новые возможности беримбау и поиск наилучшего звучания привели Валдемара к изменению уже существовавших токе (именно его вариант исполнения стал эталонным в современной капоэйре) и к новой организации оркестра из трёх беримбау (в старой капоэйре их было не более двух): с низким, высоким и средним тоном.

Также, будучи хорошим музыкантом и певцом, Валдемар любил открывать рода длинными песнями, и именно благодаря ему в Капоэйре Ангола появились настоящие поэмы, заменившие традиционные четверостишия. Валдемар написал многие песни, считающиеся народными: среди них «Eu já vivo de enjoado», «Torpedeiro e encouraçado», «Riachão» (адаптация стихов Жозе Бернанду да Сильва), Tabareu que vendo certão и другие.

***Валдемар был первым мастером, что начал изготавливать беримбау для продажи на рынке (с 1942 года у него была лавка на рынке в Агау-дос-Менинос – будущем Меркаду Моделу). Беримбау Валдемара были отменного качества, к тому же очень красивыми (раскрашенными и расписными, декорированными лентами «Fitas do Bonfim»), они считались лучшими во всей Бразилии.

Carousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel image